Вы здесь

Маркс Карл

МАРКС Карл (1818—1883) — основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии, вождь и учитель международного пролетариата. Исходный пункт эволюции мировоззрения М.— гегелевская философия, ее левое направление (Младогегельянцы). Но среди младогегельянцев М. наиболее последовательно отстаивал и в теории и на практике революционно-демократическую позицию. В самой докторской диссертации «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (1841) М., оставаясь еще идеалистом, делает радикальные и атеистические выводы из философии Гегеля. Практическая деятельность и теоретические исследования приводят М. к прямому столкновению с гегелевской философией из-за ее примирительных тенденций, консервативных политических выводов, несоответствия теоретических положений реальным общественным отношениям и задачам их преобразования. Коллизия с Гегелем и младогегельянцами в философском отношении выразилась в начавшемся переходе на материалистические позиции, на что существенное влияние оказали знакомство М. с реальными жизненными, прежде всего экономическими, отношениями и философия Фейербаха. Окончательный переворот в мировоззрении М. (1844) связан с изменением . его классовой позиции, с переходом от революционного демократизма к научному коммунизму. Этот переход был обусловлен нарастанием классовой борьбы в Европе, изучением политической экономии, утопического социализма, истории. Новая позиция М. получила свое выражение в «Немецко-французском ежегоднике» (1844, статьи «К критике гегелевской философии права. Введение» и «К еврейскому вопросу»). В этих работах М. впервые раскрывает историческую роль пролетариата, приходит к выводу о неизбежности социальной революции, о необходимости соединения движения рабочего класса с научным мировоззрением. К этому времени происходит сближение М. с Энгельсом, в содружестве с к-рым он начинает систематическую разработку нового мировоззрения. Обобщению результатов научных исследований и обоснованию основноых положений новой теории посвящены «Экономическо-философские рукописи» М. (1844), «Святое семейство» (1845) и «Немецкая идеология» (1845—46), написанные совместно с Энгельсом, «Тезисы о Фейербахе» (1845) и «Нищета философии» (1847). Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех его составных частей. В 1847 М. примкнул к тайному пропагандистскому обществу — Союзу коммунистов. По поручению об-ва М. и Энгельс составили свой знаменитый «Манифест Коммунистической партии» (1848), в котором на основе всех предшествующих теоретических исследований было «обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества» (Ленин В. И. Т. 26. С. 48). Философия М. выступает как научный метод познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии М. образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. На предлагаемом М. решении этих фундаментальных мировоззренческих и методологических проблем базируется ряд развитых им концепций более конкретного характера — учения о законах истории, о значении материального производства в жизни об-ва, о классовой борьбе и социальной революции и т. д. В эволюции взглядов М. часто выделяют два этапа — «ранний», для которого характерны попытки разработки целостного мировоззрения  преимущественно средствами философского анализа (основное произведение — «Экономическо-философские рукописи 1844 года»), и «поздний», на к-ром вместо прежней абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры современного ему общества, истории становления и развития капитализма научно-философская теория. Революционер в науке, М. активно участвовал в борьбе за освобождение пролетариата. В период революции 1848— 49 в Германии он на переднем крае политической борьбы. В основанной и руководимой им «Новой Рейнской газете» М. решительно отстаивал пролетарские позиции в революции. В 1849, высланный из Германии, М. окончательно поселился в Лондоне. После роспуска Союза коммунистов (1852) деятельность М. в пролетарском движении связана с созданием (1864) и всей работой I Интернационала. Он внимательно следил за ходом революционного движения во всех странах, проявлял большой интерес к России. М. всегда был в самой гуще острейших событий современности, что и давало ему необходимый материал для развития научной теории. Опыт буржуазных революций 1848—49 в Европе послужил М. основанием для создания учения о социалистической революции и классовой борьбе, о диктатуре пролетариата, о тактике пролетариата в буржуазной революции, о необходимости союза пролетариата с крестьянством («Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 год», 1850), о неизбежности слома старой государственной машины («Восемнадцатое брюмера Луи Бона-парта», 1852). Изучив опыт Парижской коммуны («Гражданская война во Франции», 1871), М. открыл государственную форму диктатуры пролетариата, глубоко проанализировав мероприятия первого пролетарского государства. Дальнейшее развитие теория марксизма получила в работе «Критика Готской программы» (1875). Гл. научный интерес М. был связан с политической экономией, с созданием основного его труда — «Капитала» (1 т. вышел в 1867, 2 — издан Энгельсом в 1885, 3 — в 1894). Создание научной политической экономии явилось важнейшим средством развития материалистической диалектики. «Капитал», а также обширные подготовительные работы к нему (из которых особенно важны рукописи 1857— 59 и 1861—63 гг.) имеют огромное философское значение. В них всесторонне развиты и блестяще применены к исследованию системы экономических отношений капитализма важнейшие стороны и принципы марксистской философии (диалектический метод, принцип единства диалектики, логики и теории познания и др.). Еще в предисловии к одному из первых своих экономических трудов — «К критике политической экономии» (1859) М. сжато изложил сущность материалистического понимания истории. В «Капитале» это понимание получило свое научное применение. Много материала для характеристики философии М. содержится в его переписке. Вместе с тем сегодня на новом уровне социальной теории и практики требуется новое видение идей М. Требуют большего анализа гуманистические аспекты взглядов М., его учение о человеке, его бытии и сознании.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 241-242.

Маркс Карл. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. (Статья о произведении К. Маркса из кн. Ильичёв П.Н. и др.).

«КЛАССОВАЯ БОРЬБА ВО ФРАНЦИИ с 1848 по 1850 г.», произведение К. Маркса, в котором дано матерналистическое объяснение целого периода французской истории и разработаны важнейшие положения революционной тактики пролетариата. Работа посвящена теоретическому обобщению опыта Революции 1848—1849 годов. Написана в январе — марте 1850 года, опубликована в виде серии статей в издававшемся Марксом и Энгельсом журнале «Neue Rheinische Zeitung. Politisch-ökonomische Revue» в 1850 году; в 1895 году вышло отдельное издание с введением Энгельса.

Маркс Карл. Капитал (Статья И.Т. Фролова о главном труде Маркса)

«КАПИТАЛ» — главный труд Маркса, «величайшее политико-экономическое произведение нашего века» (Ленин В. И. Т. 2. С. 11), содержащее глубоко научный анализ экономических законов движения капитализма. Маркс называл «Капитал» делом своей жизни; 40 лет неустанного труда он посвятил созданию научной политической экономии.

Маркс Карл. Нищета философии (Статья И.Т. Фролова о произведении Маркса)

«НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона» — раннее произведение Маркса, в котором изложены основы научного социализма. Написано на французском языке в 1847 году и направлено против взглядов французского мелкобуржуазного философа и экономиста, анархиста Прудона. Маркс выступил против «диалектической» фразеологии Прудона, показав, что он не поднялся выше буржуазного кругозора. Большое внимание уделяет Маркс критике гегелевской и разработке материалистической диалектики.

Маркс Карл, Энгельс Фридрих. Немецкая идеология (Статья И.Т. Фролова о произведении Маркса и Энгельса)

«НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ» — второе большое после «Святого семейства» (1844) совместное произведение Маркса и Энгельса, в котором они впервые дали развернутую концепцию материалистического понимания истории. Написана в 1845—1846 годы, впервые была опубликована в 1932 году в СССР на языке оригинала и в 1933 году на русском языке. Состоит из 2-х томов: 1-й посвящен критике идеализма младогегельянцев, 2-й — критике немецкого мелкобуржуазного «истинного социализма». В этом произведении Маркс и Энгельс впервые формулируют предпосылки, из которых исходит материалистическое понимание истории.

Маркс Карл, Энгельс Фридрих. Святое семейство, или критика критической критики (Статья И.Т. Фролова о труде Маркса и Энгельса)

«СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО, ИЛИ КРИТИКА КРИТИЧЕСКОЙ КРИТИКИ» (1845) —первый совместный философский труд Маркса и Энгельса. «Святое семейство» — шуточное прозвище философов братьев Бауэров с их последователями. Они «проповедовали критику, которая стоит выше всякой действительности, выше партий и политики, отрицает всякую практическую деятельность и лишь «критически» созерцает окружающий мир и происходящие в нем события. Господа Бауэры свысока судили о пролетариате, как о некритической массе. Против этого вздорного и вредного направления решительно восстали Маркс и Энгельс» (Ленин В. И. Т. 2. С. 10).

Маркс К. Нищета философии (Статья А.Б. Баллаева о сочинении Карла Маркса)

«НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона» («Misère de la Philosophie. Réponse à «LaPhilosophiedela Misère» de m. Proudhon») – соч. К. Маркса; написано на французском языке. Вышло в свет в 1847 г. в Париже и Брюсселе. Полемическая работа Маркса по экономической проблематике, открывает многолетнюю борьбу Маркса с П.Ж. Прудоном за лидерство в европейском левом движении. Одновременно «Нищета философии» – первая опубликованная работа Маркса, в которой представлена его социально-философская позиция, называемая «материалистическое понимание истории». Книга содержит две главы.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология (Статья М.А. Хевеши о работе К. Маркса и Ф. Энгельса)

«НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков» – совместная работа К.Маркса и Ф.Энгельса, которую они писали с ноября 1845 по апрель 1846, так и не завершив ее. При жизни Маркса была опубликована только гл. 4 2-го т. В 1924 в Москве впервые была опубликована гл. 1 1-го т. на русском языке (Архив К.Маркса и Ф.Энгельса, кн. 1), в 1926 вышло то же издание на немецком языке (Marx-EngelsArchiv. Bd. 1).

Маркс Карл. Капитал (Статья Ф. Н. Блюхера о главном труде К. Маркса)

«КАПИТАЛ» — главный труд К. Маркса, написанный им в период с 1857 по 1867. В окончательно сложившемся виде «Капитал» состоит из 4 т. Труд делится на теоретическую (т. 1—3) и историко-критическую части (т. 4). Созданию своей экономической теории Маркс отдал сорок лет жизни. Работа над «Капиталом» прошла три стадии. В 1857—1858 создание первоначального варианта — рукопись «Критика политической экономии», на основе которой был издан в 1859 первый выпуск произведения «К критике политической экономии».

Маркс Карл. Морализирующая критика и критизирующая мораль. К истории немецкой культуры, против Карла Гейнцена

Незадолго до реформации и во время нее у немцев создался своеобразный вид литературы, уже одно название которого поражает, — грубиянская литература. В настоящее время мы накануне революционной эпохи, аналогичной XVI веку. Неудивительно, что у немцев снова появляется грубиянская литература. Интерес к историческому развитию без труда побеждает то чувство эстетического отвращения, которое этого рода писания вызывают и уже вызывали в XV и XVI веках у людей даже с мало развитым вкусом. Плоская, безудержно-болтливая, фанфаронствующая, хвастливая, как Фрасон, претенциозно-грубая в нападении и истерически-чувствительная к чужой грубости; с огромной затратой сил заносящая меч и грозно размахивающая им, чтобы затем опустить его плашмя; неустанно проповедующая добрые нравы и неустанно их нарушающая; комично сочетающая пафос с вульгарностью; пекущаяся лишь о сути дела и постоянно проходящая мимо нее; одинаково высокомерно противопоставляющая народной мудрости мещанскую, книжную полу-ученость, а науке — так называемый «здравый человеческий смысл»...

Маркс Карл. Заявление. [26 января 1846 г.]

Как сообщает «Rheinischer Beobachter» от 18 января (№ 18), в «Trier'sche Zeitung» появилось извещение от редакции, в котором в числе самых различных писателей в качестве сотрудника этой газеты назван также «Маркс». Во избежание всяких недоразумений заявляю, что я ни разу не написал ни одной строчки для этой газеты, буржуазно-филантропические, отнюдь не коммунистические тенденции которой мне совершенно чужды.

Страницы

Подписка на RSS - Маркс Карл