Вы здесь

Маркс Карл. Капитал (Статья И.Т. Фролова о главном труде Маркса)

«КАПИТАЛ» — главный труд Маркса, «величайшее политико-экономическое произведение нашего века» (Ленин В. И. Т. 2. С. 11), содержащее глубоко научный анализ экономических законов движения капитализма. Маркс называл «Капитал» делом своей жизни; 40 лет неустанного труда он посвятил созданию научной политической экономии. Важными вехами на этом пути были работы 50-х гг.: «Экономические рукописи 1857—1859 годов» и «К критике политической экономии» (1859), где закладывались основы теории прибавочной стоимости и детально разрабатывались методологические принципы исследования и критики буржуазной политэкономии, а также были сформулированы основные принципы исторического материализма, и работы 60-х гг. (обширная рукопись 1861—1863), где обосновывается структура «Капитал» и тщательно исследуется история экономических теорий. В 1867 году вышел 1-й том «Капитала», подготовленный самим Марксом; последующие тома были изданы Энгельсом уже после смерти Маркса: 2-й — в 1885 году, 3-й — в 1894 году; и лишь в начале 20 века. Каутским был опубликован 4-й том «Капитала» — «Теории прибавочной стоимости», однако с существенными сокращениями и произвольными перестановками в тексте. Полное научное издание 4-го тома «Капитала» было впервые осуществлено в СССР в 1955—1961. «Капитал», это «главное и основное сочинение, излагающее научный социализм» (Ленин В. И. Т. 1. С. 187), представляет собой «образец научного анализа одной — и самой сложной — общественной формации по материалистическому методу...» (Там же. С. 140). Обоснование положения о предметной деятельности как способе формирования и существования общественных отношений людей, а тем самым их самих и их сознания позволило понять общество как самодвижущийся и саморазвивающийся по объективным законам организм, жизнедеятельность которого включает производство идей, представлений, сознания. Поэтому сознание в его отношении к бытию рассматривается в «Капитале» не натуралистически, т. е. не в виде отношения уже готового сознания к внешнему миру, а с общественно-исторических позиций, когда знание о предметах и способы его получения понимаются как результат процесса практического освоения внешнего мира. В этом и выражается содержание развитого в «Капитале» принципа соответствия мышления действительности, согласно которому формы мыслительной деятельности, теоретического освоения объекта выступают и как характеризующие законы развития последнего. Выявляет содержание этих форм диалектика, рассматривающая познание как сторону практической деятельности человека, в ходе которой вырабатываются всеобщие схемы (категории), раскрывающие суть развития и вещей и идей. Поэтому диалектика, воспроизводя объективную логику движения реального мира, выступает одновременно и как форма теоретического мышления (логика), и как способ понимания реальности (теория познания). Ленин указывал, что в «Капитале» «применена к одной науке логика, диалектика и теория познания [не надо 3-х слов: это одно и то же] материализма...» (Т. 29. С. 301). Диалектико-материалистический метод исследования получил в «Капитале» всестороннее развитие, здесь раскрыто содержание основных философских категорий, обоснован способ их соединения — путем восхождения от абстрактного к конкретному (Абстрактное и конкретное) в систему, позволяющую теоретически воспроизвести развивающееся явление (Историческое и логическое), показана роль противоречий в развитии любой целостной системы и в ее познании. Важную роль в «К.» играет анализ социальной обусловленности человеческого действия и познания, при к-ром каждая конкретная форма такого действия и познания выступает как исторически преходящая, раскрывается процесс преодоления возникающих на основе абсолютизации исторически преходящих отношений превращенных форм деятельности и теоретических заблуждений. Диалектика, пишет Маркс, рассматривает каждую осуществленную форму «с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна» (Т. 23. С. 22). «Капитал» вооружает совренное научное знание методологией и логикой исследования, демонстрируя необходимость глубокой философской культуры для решения актуальных проблем современности. 

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 180-181.