Вы здесь

Глава 18. «Понять, хочу я, Мощнорукий, В чём отрешенья назначенье...

Арджуна сказал:

«Понять, хочу я, Мощнорукий,

В чём отрешенья назначенье;

И одновременно, Кешава,

Мне расскажи про отреченье».

 

Господь сказал:

 

«Иные рассуждают бхакты,

Что все дела покончить надо,

Поскольку — грех. Я полагаю,

Такое демонам — отрада.

Лишь прекращенье действий страстных

Нам всем советуют провидцы.

В отказе от любой корысти

Благая может весть явиться.

Дары, свершенья, жертвы, тапас

Заканчивать совсем не нужно:

Дела такие очищают,

Их надо продолжать послушно.

И отрешенья с отреченьем

Без действий, что велят нам шастры,

Не могут быть. Хотя внушает

Дурные мысли тамас часто.

Кто в страхе действие бросает,

Скорбя ив тягости телесной,

Пусть не надеется на йогу —

Свершает тапас бесполезный.

Незабывающий о долге

И кто желаньями не связан —

Подобный действует саттвично

И опирается на разум.

Теперь узнай, мой сын Арджуна,

Какие главные причины

Людей на йогу побуждают,

Важны для воина-мужчины. (1)

Их пять: необходимость действий,

Сам человек, его три гуны,

Как говорит об этом Санкхья, —

Земли естественные струны.

Они – причина всяких действий,

Они – начало всем затеям,

Которые мы продолжаем

Речами, мыслями и телом.

Невидимый над нами Атман

Следит за тем, кто ненавидит,

И тем, кто помрачённым зреньем

Себя, единственного, видит.

Тебя Я, Партха, ясно вижу,

Твой дух на щедрость не скупится.

На обозримом поле Куру

Такой не может быть убийцей.

Троична Знания причина:

Объект познанья, познающий

И проникающий повсюду

Невидимый Единосущий.

Кто чует, видит, знает в тварях

Необозримое единство,

Того всегда оберегаю,

Такой в ряды Мои годится.

Когда в познании предметов

Господствуют цена и разность,

Ты должен понимать, Арджуна,

Царит в таком познанье раджас.

Привязанность к вещам ничтожным,

И со вниманием огромным,

Свидетельствует: их хозяин

По грудь увяз в болоте тёмном.

Исчезнувшая в сердце самость

И появившаяся милость —

Есть верный знак того, что саттва

Хозяйкой в сердце утвердилась.

Но если в нём одни колючки,

Разбушевавшиеся страсти,

Тогда с прискорбием отмечу:

Душа у раджаса во власти.

Кто необуздан, груб, завистлив,

Чьи намерения коварны,

Такой, вне всякого сомненья,

Плохой слуга последней варны.

Скажу тебе о постоянстве.

Оно открыто и не ложно,

Когда такому шепчет совесть:

Не хочется, но делать должно.

Кто долг свой честно исполняет,

Чьё постоянство превосходно,

Тот никого не принуждает,

Сам дышит полно и свободно.

Но если кто не различает,

Где беззаконье, где порядок,

Там явно расплодился раджас,

И плод людей таких не сладок.

Рассудок, угнетённый страхом,

Тоской, уныньем, долгой ленью…

Такое постоянство качеств

Ведёт хозяина к растленью.

О радости рассказ послушай

В ней тоже три бывает вида.

Она нас редко посещает,

Куда привычнее обида.

Где это чувство лишь в начале,

И быстро сходит след досадный,

А радость сердца длится долго,

Там дует светлый ветер саттвы.

Наоборот, коль радость сразу

Зальёт, потом — подобна яду,

Такую обойди, Арджуна,

Подальше встречную «награду»!

Когда же радость ослепила

Тебя со все сторон и сразу,

Мне помолись усердно, Партха,

Чтоб тамас не принёс заразу.

Хотя ни здесь, ни под водою,

Ни среди царствия иного

Ты твари не найдёшь единой

Без гун воздействия немого.

Тем более четыре варны

Испытывают их влиянье.

Три гуны, действуя на душу,

Определяют состоянье. (2)

Брамин обязан быть спокойным,

Смиренным, любящим, не лживым

Владельцем знания и веры,

Сознательным примером дживам. (3)

Отвага, стойкость и смекалка-

У кшатрия такие свойства.

Его обязанность святая —

В сраженье проявлять геройство.

Земля, торговля, скотоводство —

Суть вайшьи вечная забота.

У шудры — быть слугой проворным,

И это должен делать кто-то.

Кто свою карму понимает

И на чужую не завистлив,

Тому всё в мире помогает.

Чисты дела того и мысли.

Но если раджас или тамас

Внезапно замешались в дело,

Тогда оно, считай, пропало —

Противоречьям нет предела.

Гун «чистых» в мире не бывает:

Всегда одна преобладает.

И от подобного смешенья

Земля, естественно, страдает.

Но действий прекращать не стоит,

Пускай они греховны даже

Или законы попирают,

Которые стоят на страже.

Важнее собственную дхарму (4)

Исполнить плохо, чем бушуя

И все порядки преступая,

Прекрасно выполнить чужую.

Запомни главное, Арджуна:

Не угоди душой на привязь

Какой-то посторонней карме,

Своим желаниям противясь. (5)

Теперь же коротко скажу Я,

Как в жизни обрести блаженство;

Как, понимая силу Агни,

Им ненароком не обжечься.

Лишь мысль и чувства обуздавший,

Себя же победив собою,

Способен справится с врагами,

Поладить с миром и судьбою.

Я познаваем силой бхакти.

Я есмь Любовь. Таков по сути.

Меня познать до основанья

Не могут книжники и шрути.

И только все дела свершая

И применяя силу знанья,

Мои поклонники способны

Поднять уроненное знамя. (6)

Во Мне живущий превосходит

И жизнь, и смерть, и все три гуны.

Так сделай же, что должен сделать,

Исполни вечный долг Арджуны!

А если, несмотря на просьбу,

Ты скажешь: «Воевать не буду».

Тогда и Я тебя вручаю,

Как жертву, собственному блуду!

Мне Жертвуй! Мне лишь поклоняйся!

Не проходи Заветов мимо!

На поле Куру делай то, что

Лишь Мной любимо и ценимо».

 

Арджуна сказал:

 

«Прозрел я, о великий Кришна!

Ко мне вернулся твёрдый разум!

Сомнения мои исчезли

Сегодня, навсегда и разом!»

 

Услышан был на поле Куру

Тот разговор необычайный,

Где Васудэва (7) открывает

Благословенной йоги тайны.

Его запомнил мудрый Вьяса, (8)

Введённый в тайные беседы.

Он Махабхарату составил.

Потом возникли в мире Веды.

А там, где знанье, там удача,

Там к счастью все открыты двери.

Закончена Господня песня.

Пусть мир теперь в Неё поверит.

 

 

Божественная Песнь окончена.

  1. Женщина, как таковая в Гите не фигурирует.

    2.То есть, кастовое положение в обществе.

З. Здесь осторожный, тонкий и по сию пору актуальный намёк: так как джива в принципе бессмертен, долг любого священника возрастает вдвойне: хранить единство мысли, слова и дела,

которые он проповедует.

4. Дхарм а многозначное понятие долг, путь,

закон, основа поведения…

5. Характерное для «Гиты» противоречие:  в одном случае связь вредна, в другомполезна.

6. Идея, проходящая через всю поэму йога должна быть восстановлена. Дело в том, что у слов «йога» и «религия»

один кореньсвязь. При этом, глагол religare(лат.) означает возобновить связь.

7. Ещё одно прозвище Кришны.

 

8. Легендарный автор эпоса «Махабхарата».