Вы здесь

Глава 06. «Не нужен никому на свете, Кто жертву Агни не приносит...

Господь сказал:

«Не нужен никому на свете,

Кто жертву Агни (1) не приносит,

Такой в раздумьях и поступках

Меня лишь о поддержке просит.

То, что зовётся «отрешённость»,

Есть, Мой Арджуна, та же йога —

У действия и размышленья

Должна быть общая дорога.

Стремясь достичь вершины йоги,

Мудрец в деянье видит средство,

Достигнув цели, недеянью

Безмолвно уступает место.

Он о плодах уже не мыслит,

К успехам прошлым равнодушен;

Привязан к новым горизонтам

И зовам будущим послушен.

Высоких струн в душе коснёшься

Иль низкие в себе затронешь…

(Речь о тебе веду я,  Партха) —

Возвысишь долг или уронишь?!

Кто победил себя собою,

Себе же делается другом,

Но если над собой не властен —

Всем человечеством поруган.

Высокий Атман (2) там проявлен,

В ком уничтожена авидья

С адвайтой вместе, кто без страха

Живёт, ничто не ненавидя.

Кому-то поле Куру — битва,

Кому-то — злачная долина.

А нам, всему познавшим цену,

Равны и золото, и глина.

Тебе уединенье любо

На коврике из куши (3) тканной.

Ты в медитациях искусен,

И значит – под Моейохраной.

На Мне сосредоточь все мысли,

Душой тверди Моё лишь имя —

И станут сиддхи (4) славных предков

Твоими кровными родными.

Будь верен до конца обетам,

Которые давал в начале,

Особенно, когда поклялся

Не измениться в брахмачарии (5).

Мой йогин не переедает

И не лишает тело пищи,

Спит столько, сколько ему нужно,

Короче, в жизни меру ищет.

Но устоит и в искушенье,

И в зное, и под буйным ветром.

Он маленькой свече подобен

В её сопротивленье светлом.

Находит наслажденье в йоге,

Когда уходит тьма из сердца.

Упрямо будит спящий атман,

В нём находя единоверца.

Ключом любви открывший атман

И в созерцанье, и на деле,

Нашедший, наконец-то, счастье,

Добившийся желанной цели,

Он никогда не возгордится

И не предастся тяжкой скорби —

Продолжит путь бесстрастной йоги,

Блаженные отыщет корни.

Усилие доступно сердцу:

Избавь себя от лжи и скверны,

Дай истине проникнуть в душу,

А уж потом учи неверных.(6)

Все, сказанное Мною выше,

Есть правда жизни, йоги тоже.

Держись за правду, и сегодня

Она одна тебе поможет.

Туману сам не поддавайся

И не води другого за нос.

Для этого рукою твёрдой

Попридержи текучий манас (7):

Бывает чересчур подвижен,

Ввергает сонный атман в беды.

И в этом тоже искус йоги

И основание победы».

 

Арджуна сказал:

 

«Ты проповедуешь ученье,

Где основанье сердца ровность.

Я в этой разглядел опоре

Непостоянство и греховность».

 

Господь сказал:

 

«Но это так и есть, Арджуна:

Изменчив манас, беспокоен.

Но только усмиряя сердце,

Ты своего добьёшься, воин.

Любовь без дела, в созерцанье —

Удел болеющих и сирых.

Достигнуть истины не может,

Кто обуздать себя не в силах».

 

Арджуна сказал:

 

«Допустим, небольшой подвижник

Не обладает сильной верой,

Не совершает славных действий,

Какой его оценишь мерой?

Падёт ли лепестком на землю,

Как расцветающая вишня,

Или, Брахмана не достигший,

Навеки сгинет? Молви, Кришна.

Меня терзают днём и ночью

Неразъясненные вопросы.

Прошу, ответь, о Многорукий,

Молю тебя, Солнцеволосый!»

 

Господь сказал:

 

«Тебе, мой сын, скажу и людям,

Вы только этому поверьте,

Ни на Земле, ни в Иномире

Не существует вовсе смерти.

Хотя и коротко бывает

Существование земное,

Дурной конец не предусмотрен

Ни Брахманом благим, ни Мною.

Пройдя несчётные рожденья

И бесконечные дороги,

Родится снова в лучшем Доме

Заблудший в этой трудной йоге.

Так вспыхивает свет сваямбху(8)

Из жизни в жизнь, из тела в тело.

Жизнь не имеет окончанья,

Как Мироздание — предела.

Как все нелёгкие заслуги

Из предыдущего рожденья,

Как постепенно исчезают

Кармические заблужденья.

Наполнись радостью, Арджуна, —

Твои грехи граничат с болью.

Их раствори на поле Куру,

Моею силой и любовью.

-------------------------------------------

1.Огонь, энергия

2. Наивысшее начало в человеке

3.Сорт травы, из которой плетут коврики.

4. Сиддхи духовные достижения.

5.Буквально духовное ученичество, здесь половое воздержание.

6. Почти дословная перекличка с Кораном: главный джихад (усилие) убить неверие сперва в себе, а уж потом неверного.

7.Здесь «манас» как «низшее» сердце, склонное к двойственности.

8. Сваямбхусамозарождёный огонь, энергия. Наглядный пример пламя, вспыхивающее внезапно в пасхальную ночь в иерусалимском храме.