Вы здесь

Глава 02. И наблюдая за Арджуной, До глубины души смятённым...

И наблюдая за Арджуной,

До глубины души смятённым,

Своему преданному бхакту(1)

Заметил Кришна ровным тоном.

 

Господь сказал:

 

«Я преисполнен состраданья

К твоим сомнениям глубоким,

Но нелегко к ним подобраться

Каким-то подходящим боком.

Что за несвойственная слабость

Тебя тревожит, славный воин?!

Мне до сих пор всегда казалось,

Что ты иных страстей достоин.

Подобная влечёт к бесчестью,

Вот почему, мой кшатрий (2) лучший,

Перед решительным сраженьем

Себя раздумьями не мучай.

Темна в военных схватках жалость,

Она в сомненьях  утопает,

Тогда как моему любимцу

Бой проиграть не подобает».

 

 Арджуна сказал:

 

На смерть таящем поле Куру

Среди врагов я старцев вижу.

Как их, любимых и почтенных,

Своей враждебностью обижу?

Да лучше стану попрошайкой,

Голодным псом в степи завою,

Чем, потеряв в бою рассудок,

Подобных поражу стрелою!

Они ли здесь лишат нас жизни,

Иль мы их в небеса отправим,

Не ведаю, кому придётся

Встречаться с адом или раем.

Глубины неба неизвестны,

Судьба нам здесь все вяжет нити.

Признаюсь, Кришна, откровенно:

Не вижу смысл в кровопролитье.

Наиважнейшего на свете,

Убив других, себя лишаем.

Мы рвём насильно чьи-то судьбы

И самой жизни угрожаем.

Покуда не найду ответа,

От боли никуда не деться.

Прошу тебя откликнись, мудрый,

Верни покой уму и сердцу.

Я не стремлюсь назваться «свами»(3)

Или с тобой равняться, Кришна,

Тем более, над божествами.

Возвыситься. Тебе лишь верю:

Ты не смутишь меня ошибкой.»

И отвечал Господь Арджуне,

Блеснув загадочной улыбкой.

 

Господь сказал:

 

«Ты ставишь трудные вопросы.

Но мысль о жалости напрасна.

Ни павших в битвах, ни живущих

Не свете нет. Всё это ясно.

Сам говоришь: лишишься тело —

Вручат иное — тело света.

Так полагали наши предки,

И подтверждает Шрути (4) это.

Но нарушающий порядок,

Или кто ложь повсюду ищет,

Тот неизменно получает

В аду законное жилище.

Прошу тебя, мой сын Арджуна,

Отныне и навек запомнить:

Не на погибель посылаю,

А лишь обязанность исполнить.

Сам говоришь: износим тело,

Как тут же обретаем снова.

Во всех мирах такой порядок,

И жизнь не ведает иного.

За всеми этими телами

Стоит таинственный Единый,

Мечам и стрелам недоступный,

В сражениях непобедимый.

Его огонь не пожирает,

Не трогает вода и плесень.

И ад к Нему[Ю1]  не прикоснётся,

И рай такому тоже тесен.

Его вне образов мы чуем.

Но коли пасть придётся в слякоть,

Ни сокрушаться, ни стыдиться

Не станем, а тем паче, плакать.

Умрёт когда-либо рождённый,

Погибший всё равно родится.

Так что солдату в час сраженья

Рыдать и охать не годится.

Не знаем тварного начала,

И окончанье неизвестно.

Выходит, назначать паденье

До срока людям неуместно.

Ты должен понимать, Арджуна,

Свой долг прямой, задачи армий,

Как ученик и мой дружинник,

Как закалённый славной дхармой (5).

Позволь тебе напомнить, Партха: (6)

-Законы долга выполняя,

Мы не на адскую дорогу —

Ступаем на дорогу рая.

Но если ты изменишь долгу,

Покинешь путь войны и славы,

То знай: тебя осудят крепко

Не только мы, — и кауравы.

Грехом тяжёлым осквернишься,

Не выполнив задачи варны.

Подумай хорошо, Арджуна!

Ты выбираешь путь коварный.

Будь и в раздумьях, и в поступках

На поле Куру осторожен.
Конечно, за тобой решенье,

Бог навязать задач не может.

Но если биться не захочешь,

Свои решат, что — с перепугу.

Враги вздохнут и посмеются,

Окажешь им свою услугу.

Погибнешь — раем насладишься,

А победишь — земною жатвой.

Совет такой пошлю в итоге:

Решайся, многодумный кшатрий!

Сомнения многоветвисты,

Различны тропы и дороги.

Всё то, о чём наговорил Я,

Попробуй сделать силой йоги.

Она понять поможет Веды,

Убрать непониманье дхармы.

И даже, думаю, развяжет

Узлы тобой свершённой кармы.

Ведут по жизни нас три свойства:

Стремленье к счастью, страсти, тамас (7)

У каждого своё понятье

Об этих трёх и также самость.

Кто свойствам без раздумий служит,

В плену бывает у привычек.

Отсюда жизнь нам вместо счастья

Сплошные беды в карму кличет.

Где выход из цепи рождений,

Из цепких лап слепой сансары?(8)

— Не домогаться наслаждений

И не бояться божьей кары.

Нас губит двойственность, Арджуна,

Мы служим прихотям и Богу.

Блуждающий на перекрёстках

Не сможет отыскать дорогу.

Не должен правоверный йогин

Давать свободу низким чувствам.

Кто ищет истинное счастье,

В своих страстях всегда обуздан.

Им,  неустойчивым и жалким,
Не позволяй владеть собою.

Хочу я зреть тебя не шатким,

Но каждый миг готовым к бою.

 

Взращённая в бою отвага

И Мне, и всем богам дороже

Любых неискренних обрядов

И всех молитв пристрастных — тоже.

Лети стрелой на поле боя —

Упрямой, точной и горячей,

Но не ищи плодов и выгод,

Себе, любимому, тем паче.

Мы шли по жизни долго вместе,

Друг друга проверяли оба.

Вот почему о «пользе» выгод

С тобой поговорим особо.

На бесконечном поле Куру

Земной не поддавайся моде:

Пока в тебе плодов занозы,

Ты забываешь о свободе.

Будь лишь на действие заточен,

На сердца пламенные зовы.

Но если оным ищешь выгод,

Ты на него надел оковы.

Бездействие опасно тоже,

Там тупость цепи надевает,

И постепенно цепкий тамас

Трудящимся овладевает.

Будь стоек, деятелен, ровен,

В удаче тих, в несчастье весел.

Срединный путь зовётся йогой.

На нём найдёшь ты равновесье.

Обуздывая сердцем чувства,

Расти величину поступка,

Несовершенство побеждая,

Как воду впитывает губка.

Не потакай своим желаньям,

Плоды в ряду последнем числи.

Поставь перед собой задачу

Освоить сердцем йогу мысли.

Таится в ней заряд громадный:

Она введёт в Брахмонирвану.

Ты удостоишься самадхи».(10)

-------------------------------------------------------------

1. Бхакт любимый, преданный ученик.

2. Кшатрий – воин, вторая по значимости каста(варна) Индии.

3.Свами – почётный титул в индуизме. В применении к обладателю значит «укротивший чувства».

4. Шрути Святое писание.  В отличие от «смрити» предания.

5. Дхарма путь, закон, порядок , основа.

6. Партха одно из имён Арджуны, что означает «белый», « светлый», серебряный», а «кришна» «чёрный», «тёмный» или «тёмно-синий».

7. Тамас – невежество. Согласно индуизму, в каждом

из нас природой заложены три гуны, три качества: саттва уравновешенность, гармоничность; раджас желание чем-то владеть; тамас невежество. При этом каждая гуна имеет как свой потолок, так и плинтус. Может быть, например, стремление к мудрости и к богатству, обладание бескорыстием и жадностью. Две стороны даже у тамаса иллюзорное (относительное) знание и тупое невежество. Философия Гиты, считает, что в неравновесии гун или в преобладании одной из них коренятся причины всех человеческих и природных несчастий.

8. Сансара – течение жизни, обнимающее всё Мироздание. Данное понятие, родившееся в индуизме, затем перекочевало в буддизм

9. Высшие состояния, доступные человеку входят одновременно в глоссарий индуизма и буддизма. Нирвана естественное состояние богов, тогда как человек достигает её, входя в так

называемое самадхи.


 [Ю1]