Вы здесь

Герцен

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812, Москва - 1870, Париж) - рев. деятель, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И.А. Яковлева и Генриетты Луизы Гааг, приехавшей в Россию из Штутгарта. Герцен носил придуманную отцом фамилию, намекающую на сердечную привязанность родителей (Herz - сердце), и тяжело переживал свое "ложное положение". Первые домашние учителя Герцена республиканец-француз Бушо и ценитель вольнолюбивой поэзии А. С. Пушкина и К.Ф. Рылеева семинарист И. Протопопов не скрывали от ученика своих воззрений. Восстание декабристов ("Рассказы о возмущении, о суде, ужас в Москве сильно поразили меня"), последующая казнь пятерых из них, чтение Ф. Шиллера, Плутарха, Ж.Ж. Руссо оказали сильное влияние на мировоззрение Герцена. Он и его друг Я. П. Огарев поклялись отомстить за смерть декабристов. В 1829 - 1833 Герцен был студентом физико-математического отделения Моск. ун-та. В это время вокруг него сложился дружеский кружок вольномыслящей молодежи, в к-ром "проповедовали ненависть к всякому насилью, к всякому правительственному произволу". Изучение сочинений утопических социалистов Сен-Симона, Фурье и Оуэна, рев. события 30-х гг. во Франции и Польше способствовали формированию у Герцена собственного понимания исторических событий. В 1834 Герцен и некоторые кружковцы были арестованы по ложному обвинению в пении антимонархических песен, а на самом деле за вольнодумство. В 1835 Герцен был сослан в Пермь, а потом в Вятку, где служил в губернской канцелярии. Там он написал первое опубликованное произведение - очерк "Гофман", к-рый подписал знаменитым впоследствии псевдонимом Искандер. В 1837 Герцен получил разрешение переехать во Владимир, в 1841 - еще раз выслан в Новгород и лишь в 1842 вернулся в Москву, где близко сошелся с В. Г. Белинским, М.А. Бакуниным, Т.Н. Грановским и др. западниками, вступившими в бой со славянофилами. Герцен писал: "Мы видели в их учении новый елей, помазывающий благочестивого самодержца всероссийского, новую цепь, налагаемую на независимую мысль, новое подчинение ее какому-то монастырскому чину азиатской церкви, всегда коленопреклоненной перед светской властью". В 40-е гг. Герцен написал роман "Кто виноват?" и повести "Сорока-воровка" и "Доктор Крупов" - яркое обличение крепостничества. Наряду с художественными Герценым был написан ряд философских работ. Об одной из них - "Письма об изучении природы" - Г. В. Плеханов сказал: "Легко можно подумать, что они написаны не в начале 40-х гг., а во второй половине 70-х, и притом не Герценом, а Энгельсом. До такой степени мысли первого похожи на мысли второго". В 1846 после смерти отца Герцен стал обеспеченным человеком. В 1847 уехал за границу, где стал свидетелем поражения рев. 1848 - 1849 ("я так еще не страдал никогда"). Не приняв духовный мир буржуазной, мещанской нравственности с ее преклонениями перед деньгами и порядком, Герцен проникся социалистическими убеждениями, но указывал на слабость современных ему социалистических учений. В 1849 в статье "Россия" высказал мысли, впоследствии ставшие основой теории рус. социализма - утопического учения, согласно к-рому зародышем будущего социалистического общества является крестьянская община, и народнического движения. Герцен жил в Женеве, Ницце и сблизился со многими руководителями Западноевропейского рев. движения. В 1850 Герцен отказался вернуться в Россию по требованию Николая 1, за что был лишен всех прав состояния и объявлен "вечным изгнанником". С 1852 Герцен стал жить в Лондоне, где в 1853 создал "Вольную русскую типографию", чтобы издавать для России бесцензурные произведения: "Полярная звезда", "Голоса из России", "Колокол", "Записки декабристов" и многие др., сыгравшие огромную роль в формировании рус. общественной мысли и рев. движения. Здесь же печатались мемуары Герцена "Былое и думы", по его же словам, "не историческая монография, а отражение истории в человеке, случайно попавшемся на ее дороге" - летопись общественной и рев. жизни его времени. Герцен вместе с Огаревым был в числе создателей рев. организации "Земля и воля", сыгравшей большую роль в освободительном движении России. Мыслитель-художник, Герцен полагал, что главной движущей силой истории является не государство, а народ. Насилие, - считал Герцен., - может лишь расчистить место для нового общества, но оно не может его создать. Необходимо воспитание через представительную систему, через которую прошла или проходит большая часть европейских государств. Без развития народного сознания невозможна свобода: "Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри". В последние годы жизни Герцен жил во многих городах Европы. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез, а потом его прах был перевезен в Ниццу. Мечты Герцена о возвращении в Россию его детей остались неосуществленными. На родину вернулся только его внук П.Д. Герцен, замечательный хирург, чьим именем назван Моск. онкологический ин-т. Огромное лит. наследство Герцена и сегодня привлекает читателей и исследователей художественным талантом, глубиной мысли, устремленной в будущее.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Герцен А.И. С того берега (Статья А. Т. Павлова о работе Герцена)

«С ТОГО БЕРЕГА» - работа Герцена, написанная в 1847-1850 годы под влиянием свежих впечатлений от предреволюционных и послереволюционных событий в Европе. Она содержит 8 статей-глав, 5 из которых впервые были изданы отдельной книгой на немецком языке в 1850 году. Русское издание вышло в Лондоне в 1855 году, английское — в 1856 году. Это страстная, насыщенная горестными размышлениями по поводу рухнувших надежд на скорое решение «социального вопроса» книга.

Герцен. Письма об изучении природы (Статья А. Т. Павлова о сочинении Герцена)

«ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ» - философское сочинение Герцена, опубликованное в 1845-1846 годы в журнале «Отечественные записки» под псевдонимом И-р («Искандер» - турецкая форма имени Александр; Герцен вынужден был взять псевдоним, ибо осужденным по политическим мотивам запрещалось выступать в печати под настоящим именем). Это сочинение в переписке Герцен иногда называет «Письмами об естествознании», т. к. оно посвящено анализу взаимоотношений философии и естествознания.

Герцен. Былое и думы (Статья А.Т. Павлова о произведении Герцена)

«БЫЛОЕ И ДУМЫ» - художественное произведение Герцена, которое является одновременно и его автобиографией, и описанием быта и идейной жизни России 40-х годов XIX века и западноевропейских стран середины века, а также философскими раздумьями, навеянными историческими событиями, свидетелем которых он был, и его встречами со многими представителями духовной элиты Западной Европы. Эта работа создавалась в течение 16 лет - с 1852 по 1868 год и публиковалась отдельными главами в альманахе «Полярная звезда», частью в мемуарах Герцена «Тюрьма и ссылка», частью в газете «Колокол».

Герцен. Письма об изучении природы (Статья А.Д. Сухова о произведении А.И. Герцена)

«ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ» – одно из основных философских произведений А.И.Герцена. Написаны в 1844–45. Опубликованы в журнале «Отечественные записки» за 1845 и 1846. В 30-томном Собрании сочинений Герцена помещены в т. 3 (М., 1954). Переосмысливая философское наследие, в т. ч. диалектику, Герцен намечает новый тип философствования. Гегель, по его мнению, своим философским творчеством показал предел, до которого может дойти идеализм, и одновременно обозначил выход за этот предел.

Подписка на RSS - Герцен