Вы здесь

Энгельс Фридрих. Проект коммунистического символа веры.

Вопрос 1. Ты коммунист?   

Ответ. — Да.

Вопрос 2. Какова цель коммунистов?

— Преобразовать общество так, чтобы каждый его член мог совершенно свободно развивать и применять все свои способности и силы, не посягая при этом на основные условия "этого'' общества;

Вопрос 3. Как вы намерены  достигнуть этой цели?   

—    Путем уничтожения частной собственности место которой займет общность имущества.

Вопрос 4. Чем  вы обосновываете вашу общность имущества? 

— Во-первых, тем, что развитие промышленности, земледелия,  торговли и колонизации породило массу производительных сил и жизненных средств, и тем, что бесконечные возможности их неограниченного увеличения заложены в машинах химических и других вспомогательных приспособлениях.                             

— Во-вторых, тем, что в сознании или чувстве каждого человека известные положения существуют как непоколебимые принципы, положения которые являются результатом всего исторического развития и не нуждаются в доказательстве.

Вопрос 5. Что это за положения?

Например, каждый человек стремится к тому,  чтобы быть счастливым. Счастье отдельного человека неотделимо от счастья всех, и т. д.

Вопрос 6. Каким, образом вы намерены подготовить вашу общность имущества?

—     Посредством просвещения в объединения пролетариата.

Вопрос 7. Что такое пролетариат?

Пролетариат — это тот класс общества, ко­торый живет исключительно за счет своего тру­да, а не за счет прибыли с какого-нибудь капи­тала; тот класс, счастье и горе, жизнь и смерть которого зависит поэтому от смены хорошего и плохого состояния дел, одним словом, от колеба­ний конкуренции.

Вопрос 8. Значит, пролетарии существовали не всегда?

— Не всегда. Бедные и трудящиеся классы, существовали всегда; и обычно трудящиеся почти всегда были бедняками. Пролетарии же сущест­вовали не всегда, так же, как не всегда конкурен­ция была свободной.

Вопрос 9. Как возник пролетариат?

— Пролетариат возник в результате введения машин, которые начали изобретать с середины прошлого столетия и из которых главнейшими являются: паровая машина, прядильная машина и механический ткацкий станок. Эти машины, которые стоили очень дорого и поэтому могли быть доступны только богатыми людям, вытеснили тогдашних рабочих, ибо при помощи машин можно было изготовлять товары дешевле и быстрее, чем это в состоянии были делать прежние рабочие на своих несовершенных прялках и ткацких станках. Таким путем машины целиком отдали промышлен­ность в руки крупных капиталистов и совершенно обесценили ту незначительную собственность, кото­рая принадлежала рабочим о состояла главным образом из их инструментов, ткацких станков и т. п., так что капиталист получил все, а рабочий ничего. Тем самым было положено начало фабрич­ной системе. Когда капиталисты увидели, насколько это им выгодно, они стали стремиться распростра­нить фабричную систему на все большее количество отраслей труда. Они все больше и больше осуще­ствляли разделение труда между рабочими, так что тот, кто раньше выполнял всю работу цели­ком, отныне стал делать только какую-то часть ее.

Упрощенная таким образом работа позволяла из­готовлять изделия быстрее и поэтому дешевле, и лишь после этого почти в каждой отрасли труда обнаруживали, что и здесь можно было бы приме­нить машины. Как только в какой-нибудь отрасли труда утверждалось фабричное производство, по­добно тому, как это имело место в прядении и тка­честве, она переходила в руки крупных капита­листов, и рабочие лишались последних остатков самостоятельности.

Постепенно мы пришли к тому, что почти во всех отраслях труда утвердилось фабричное про­изводство. Вследствие этого тогдашнее среднее сословие, в особенности мелкие ремесленные мастера, все более и более разорялось, прежнее поло­жение работника совершенно изменилось и обра­зовалось два новых класса, постепенно поглощаю­щие все прочие. А именно:

I. Класс крупных капиталистов, которые во всех передовых странах являются почти единст­венными владельцами жизненных средств, а также тех средств (машин, фабрик, мастерских и т.п.), при помощи которых эти жизненные средства про­изводятся. Это класс буржуа или буржуазия.

II. Класс совершенно неимущих, которые вслед­ствие этого вынуждено продавать первому классу, буржуа, свой труд, чтобы за это получать от них одни лишь жизненные средства. Так как при этой торговле трудом стороны находятся не в равном положении, а буржуа — в более выгодном, то неимущие вынуждены мириться с плохими усло­виями, которые им ставит буржуа. Этот зависимый от буржуа класс называется классом пролетариев или пролетариатом.

 Вопрос 10. Чем отличается пролетарий от раба?

—     Раб продан раз и навсегда. Пролетарий вы­нужден сам продавать себя ежедневно и ежечасно. Раб является собственностью одном господина и именно поэтому существование раба обеспечено, как бы жалко оно ни было; Пролетарий, так сказать, раб всего класса буржуазии, а не одного господина, и поэтому его существование не обеспечено, когда никто его труд не покупает, когда никто в его труде не нуждается. Раб считается вещью, а не членом гражданского общества. Пролетарий признается личностью, членом гражданского общества. Сле­довательно, раб может иметь более сносное суще­ствование, чем пролетарий, но последний стоит на более высокой ступени развития. Раб освобождает себя тем, что становится пролетарием и упразд­няет из всех отношений собственности только отно­шение рабства. Пролетарий же может освободить себя, только упразднив собственность вообще.

Вопрос 11. Чем отличается пролетарий от крепостного?

—     В пользовании крепостного находится учас­ток земли, следовательно, орудие производства, и за это он отдает большую или меньшую часть дохода. Пролетарий же работает орудиями про­изводства, которые являются собственностью дру­гого, и тот уступает пролетарию за его труд долю продукта, определяемую конкуренцией. Доля кре­постного работника определяется его собственным трудом, следовательно, им самим. Доля пролетария определяется конкуренцией, следовательно, пре­жде всего самим буржуа. Существование крепост­ного обеспечено, существование пролетария не обеспечено. Крепостной освобождает себя тем, что он изгоняет своего феодала, и сам становится соб­ственником, следовательно, вступает в сферу конку­ренции и присоединяется до поры до времени к имущему, привилегированному классу. Пролета­рий же освобождает себя тем, что уничтожает собст­венность, конкуренцию и все классовые различия.

Вопрос 12. Чем отличается пролетарий от ремесленника?

В отличие от пролетария так называемый ремесленник, который еще в прошлом столетии существовал почти везде, да и теперь еще кое-где существует, является самое большее временным пролетарием. Его цель — самому нажить капитал и с его помощью эксплуатировать других рабочих. Этой цели он нередко может достигнуть там, где еще существуют цехи, или там, где свобода про­мысла еще не привела к ведению ремесла на фаб­ричный лад и к сильной конкуренции. Но как только фабричная система вводится в ремесло и широко расцветает конкуренция, эта перспектива отпадает, и ремесленник все больше превращает­ся в пролетария. Ремесленник, таким образом, становится буржуа, или вообще переходит в среднее сословие, либо становится пролетарием вследствие конкуренции (как это теперь большей частью происходит) о, присоединяется к движению пролетариата, т. е. к более пли менее сознательному коммунистиче­скому движению.

Вопрос 13. Следовательно, вы, не считаете, что общность иму­щества была возможна во все времена?

Нет. Коммунизм возник только тогда, когда машины и другие изобретения сделали возможной для всех членов общества перспективу всесторон­него образования, счастливого существования. Ком­мунизм есть учение об освобождении, которое было невозможно для рабов, крепостных или ремеслен­ников, а стало возможно только для пролетариев, и поэтому он неизбежно принадлежит девятнад­цатому столетию и был невозможен когда-либо в прежние времена.

 

Вопрос 14. Вернемся к шестому вопросу. Если вы, намерены подготовить общность путем просвещения и объе­динения пролетариата, то вы, следовательно, от­вергаете революцию?

—     Мы убеждены в том, что всякие заговоры не только бесполезны, но даже вредны. Мы знаем также, что революции нельзя делать предумыш­ленно и по произволу и что революции везде и всегда являются необходимым следствием обстоя­тельств, которые вовсе не зависят от воли и руко­водства отдельных партий, равно как и целых классов. Но вместе с тем мы видим, что развитие пролетариата почти во всех странах мира насиль­ственно подавляется имущими классами и что тем самым противники коммунистов изо всех сил работают на революцию. Если все это, в конце концов, толкнет угнетенный пролетариат на рево­люцию, - то мы будем тогда защищать дело проле­тариата действием не хуже, чем сейчас словом.

Вопрос 15. Намерены ли вы вместо теперешнего общественного порядка сразу ввести общность имущества?

Мы об этом не помышляем. Развитие масс не допускает декретирования. Оно обусловливается развитием условий, в которых живут эти массы, и происходит поэтому постепенно.

Вопрос 16. Каким образом вы считаете возможным осуществить переход от современного состояния к общности иму­щества?

—     Первым основным условием для введения общности имущества является политическое осво­бождение пролетариата путем установления демо­кратического государственного устройства.

Вопрос 17. Каким будет ваше первое мероприятие, после того как вы установите демократию?

—     Обеспечение пролетариату средств сущест­вования.

Вопрос 18. Как вы намерены осуществить это?

I. Путем такого ограничения частной собст­венности, которое подготовляет постепенное превращение ее в общественную собственность, напри­мер, путем прогрессивных налогов, ограничения права наследования в пользу государства и т. д.

II. Путем предоставления рабочим работы в на­циональных мастерских и фабриках, а также в национальных имениях.

III. Путем воспитания всех детей на государ­ственный счет.

Вопрос 19. Как вы организуете это воспитание в переходный период?

— Все дети с того момента, когда они могут обходиться без материнского ухода, будут воспи­тываться и обучаться в государственных учрежде­ниях.

Вопрос 20. Не будет ли вместе с введением общности имуще­ства одновременно провозглашена общность жен?

—     Никоим образом. В личные отношения меж­ду мужем и женой, как и в дела семьи вообще, мы будем вторгаться лишь в той мере, в какой сохранение существующих форм стало бы препятствовать новому общественному строю. Впрочем, нам очень хорошо известно, что в ходе истории семейные отношения претерпевали изменения в за­висимости от отношений собственности и перио­дов развития, и поэтому уничтожение частной собственности окажет и на них весьма значительное влияние.

Вопрос 21. Сохранятся ли национальности при коммунизме?

—     Национальные черты народов, объединяю­щихся на основе принципа общности, именно в результате этого объединения неизбежно будут смешиваться и таким образом исчезнут точно так же, как отпадут всевозможные сословные и классовые различия вследствие уничтожения их ос­новы — частной собственности.

 

Вопрос 22. Отвергают ли коммунисты существующие религии?

—     Все существовавшие до сих пор религии яв­лялись выражением исторических ступеней разви­тия отдельных народов или народных масс. Коммунизм же является той ступенью исторического развития, которая делает излишним  и снимает {aufhebt} все существующие религии *.

 

От имени и по поручению конгресса

Секретарь                    Председатель  

  Хайде**                        Карл Шилль***

Лондон, 9 июня 1847

Впервые опубликовано в книге:

"Grundungsdokumente des Bundes der Kommunisten

(Juni bis September 1847)". Hamburg. 1969

    

* Здесь кончается текст, написанный рукой Энгельса. Ред.  

** Союзная кличка Вильгельма Вольфа. Ред.

*** Союзная кличка Карла Шаппера. Ред.

Abc: 
Страна или регион: