Господь сказал:
«Теперь, Арджуна, внемли Слову,
Что называю высочайшим;
Хотя небесную Амриту (1)
Не доверяю смертным чашам.
На это знанье опираясь,
Ты можешь землю под луною
Покинуть и к мирам под солнцем
Навеки улететь со Мною.
Моя природа — вечный Брахман,
Я семя в Пракрити влагаю:
Даю начало всякой жизни,
Она же не всегда благая.
Из Пракрити родятся тотчас
Три гуны — саттва, раджас, тамас;
Они завладевают телом
И сковывают чуткий Манас
Из трёх — у саттвы лучший норов,
Она полезна для здоровья.
Но, будучи порой пристрастной,
Грешит навязчивой любовью.
У раджаса свои напасти —
Нас подчиняет вожделенью.
Тяжеловесный в чувствах тамас
Поступки связывает ленью.
Когда слабы второй и третий,
Тогда в нас саттва возрастает,
Уходят шоры с глаз и сердца,
И ясность силу обретает.
Но если в жилах кровеносных
Чрезмерно укрепился раджас,
Внедряется в нас суетливость,
Душой овладевает жадность.
Когда же тамас в сердце тушит
Огонь поступков и желаний,
В земле сгнивает их хозяин,
Совсем покинутый делами.
Миров безгрешных достигает
Идущий к смерти воплощённый,
Когда царит в нём гуна саттва,
Спокойный, радостный, прощённый.
Кто в раджасе кончину встретит,
В кармических возникнет лапах,
Повоевать придётся крепко.
Судьба такого — не для слабых.
Кто тамасу свой жребий вверил,
Не гож ни драться, ни трудиться,
Судьба ослепшего такого —
В нечистом лоне возродиться.
Но если этим властным гунам
Окажешь противостоянье,
Тебя за гробом ожидают
Моя судьба и состоянье».
Арджуна сказал:
«Скажи, Владыка, что за свойство
В нас гун господство превышает?
Откуда в них такая сила?
И что их победить мешает?»
Господь сказал:
«Нас вдохновляет сила Знанья,
За ними — предрассудки множеств.
Вот почему мы превышаем
Сопротивление ничтожеств.
Нас гавань счастья не волнует,
Не поколеблет и несчастье,
Мы позволяем гунам в гунах
До смертных судорог вращаться.
Но сами к нашей вечной сути
Не разрешаем прикоснуться,
Надеемся не возвратиться,
Под новою звездой проснуться».
----------------------------------------------
1.Амрита (букв.—«неумирание», бессмертие). В словаре индуизма означает «напиток богов».