Вы здесь

Из письма Гр[игория] Ник[олаевича] П[отанина].

«Под сибирской женщиной разумеется инородка, крестьянка и горожанка. В городах и у инородцев действительно недостаток в женщинах, но в деревнях избыток. От этого кажется здесь прибыль в населении, а там убыль. Особенно замечателен недостаток женщин у томских татар-мусульман. Семейная связь в Сибири не прочна. Четыре области в России отличаются свободой нравов: Финляндия - страна приморская, Дон - где мужское население уходит на службу. Владимирская, Московская - страна мануфактурная, и Сибирь - где то же действие производит изобилие бродяг и отчасти звероловческий быт. Вам известно, что я дурного мнения о сибиряках; это бездушные маклаки, сердце которых не из мяса, как говорит пророк. Рассудок сушит его сердце. Но в этой сухой среде встречаются личности задушевного свойства. Я знал одно семейство из мужа и жены, которые любили друг друга сильно и не расставались, не встречались без поцелуев и радостных жестикуляций. Это было всей деревне на удивление, что человек любит жену более, чем пятак. Их преследовали насмешками даже мальчишки. Скопец, которого описал Ядринцев, принадлежал к числу таких выродков с мягким сердцем. Вот от чего вся сибирская молодежь дрянь - она несет печать родины, врожденный культ пятака, любовь патриота, и всякая любовь ей «темна вода в облацех»; наш сибирский народ на любовь смотрит как на болезнь, что-то вроде порчи; если вогнала любовь человека «в доски», то тут непременно действовало колдовство, присушка (о любви по народному поверью смотреть мою статью «Этнографические] материалы о Южной Сибири»). И сама женщина уверена, что не ее красота приковывает молодца, а что это действие тех пряников, которые она держала под титькой и которыми потом накормила своего Соломона. В любви Сибирь, как свинья в апельсинах. Брачные узы основываются на экономическом расчете великороссийской патриархальной семьи, а не как в Малороссии, где делимость семьи допускает основывать ее на любви. Это устройство семьи, может быть, главная причина отсутствия любовных отношений. Но при отсутствии любви должны быть внешние насильственные средства для сохранения брачных уз. Сибиряк основывает всю свою жизнь на догме, которая держится силой физической, кулака, а не силой любовного определения сердец и их гармонией. Отсюда здесь наисильнейший протест против насилия. От этого в великороссийских песнях более протеста.

Из письма Гр[игория] Ник[олаевича[ П[отанина|. Материалы, собранные Г.Е. Катанаевым. Цитируется по кн.: Катанаев Г.Е. Очерки былого. Историко-биографический очерк. Омск, 2012, с. 332-333.