Вы здесь

Платон. Пир (Статья Ю.А. Шичалина о диалоге Платона)

«ПИР» (Συμπόσιον, ἤΠερὶἀγαθοῦ, ἠθικός – подзаголовок: «Облаге, этический») – диалог Платона зрелого периода (между 380 и 375 годами до н.э., по Теслефу), написанный, вероятно, одновременно с «Федоном» и соотносящийся с ним как комедия с трагедией (ср. «Пир» 223d). Замечателен не только благодаря изложенной в нем философской концепции любви (эроса), но и благодаря совершенной литературной форме. Диалог представляет собой рассказ Аполлодора, ученика Сократа, о пиршестве, которое устроил трагический поэт Агафон по случаю победы на Ленеях в 416. Помимо вступления (172a–178a) и заключения (223c–d), «Пир» содержит семь речей: Федра (Эрос – древнейший бог) (178a–180b), Павсания (есть две Афродиты и два Эроса: небесный и вульгарный) (180с–185с), Эриксимаха (эрос пронизывает весь мир) (185c–188c), Аристофана (люди в их теперешнем виде – только символ человека, половинка некогда цельного существа: цельной женщины, либо цельного мужчины, либо андрогина – двуполого существа; любовь есть стремление к изначальной цельности) (189c–193d), Агафона (Эрос – бог, наделенный красотой, совершенством, молодостью и т.п.) (194e–197e), а также Сократа (199c–212c) и Алкивиада (215a–222b). Если первые четыре речи постепенно подготавливают тему сократовской речи, то от речи Агафона Сократ отталкивается: эрос – как и всякое влечение – есть влечение к отсутствующему; поэтому эрос двойствен: стремясь к прекрасному и доброму, он не обладает ими. И далее Сократ излагает услышанную им в юности речь мантинеянки Диотимы: Эрос – не бог, но демон, посредник между человеком и богом, сын Пороса-богатства и Пении-бедности, зачатый на празднике рождения Афродиты; Эрос любит одно из самых прекрасных благ – мудрость, поэтому он – сама философия; но любовь к мудрости, как и половая любовь, есть один из видов желания счастья, а само счастье – вечное обладание благом в красоте. Однако человеку в этом мире вечность дана либо на общем с животными пути порождения потомства, либо на пути постепенного восхождения по ступеням красоты к прекрасному как таковому, к духовному порождению в нем. В отличие от других собеседников Алкивиад в своей речи восхваляет не Эроса, а Сократа, однако и здесь развивается основная тема диалога: только философия может дать человеку истинное счастье.

«Пир» послужил источником многочисленных подражаний (Ксенофонт, Аристотель, Плутарх, Апулей, Афиней, Юлиан, Макробий, Мефодий Патарский). Комментарий к «Пиру» – одна из «Эннеад» (I 5) Плотина. В эпоху Возрождения «Пир» стал особенно популярен благодаря комментарию М.Фичино. Исключительное влияние платоновская метафизика любви оказала на Вл. Соловьева и эстетику русского символизма. Рус. пер.: М.Пахомова (1783), В.Н.Карпова (1863), А.Пресса (1904), И.Д.Городецкого (1908), С.А.Жебелева (1922),С.К.Апта (1965).

Ю.А. Шичалин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н– С, с. 232.

Литература:

Symposium of Plato, ed. with introd., critical notes, comm. by R.G.Bury. Cambr, 1909;

Isenberg M.W. The order of the discourses in Plato’s Symposium. Chi., 1940;

Hoffmann E. Über Piatons Symposion. Hdlb., 1947;

Koller Η. Die Komposition des platonischen Symposions. Ζ., 1948;

Marcel R. Marcile Ficin sur «Le Banquet de Platon ou de l’amour». P., 1956;

Dover K.J. The date of Plato’s Symposium. – «Phronesis», 1965, v. 10, № 1, ρ2–20;

Rosen S. Plato’s Symposium. New Haven–L., 1968.

Автор: