Вы здесь

Фома Аквинский

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 или 1226—1274) — средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 году был причислен к лику святых (назван Аквинатом по месту рождения в Аквино близ Неаполя). Объективно-идеалистическая философия Фомы Аквинского сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, приспособления аристотелизма к христианскому вероучению. Обработка аристотелевской философии Аквинатом шла по линии выхолащивания ее материалистических идей и усиления идеалистических элементов (учение о неподвижном мировом перводвигателе и др.). Значительное влияние на философию Фомы Аквинского оказало и учение неоплатонизма. В споре об универсалиях занимал позиции «умеренного реализма» (Реализм средневековый), признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Основной принцип философии Фомы Аквинского — гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. Все существующее укладывается Фомой Аквинским в созданный богом иерархический порядок. Учение Фомы Аквинского об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи. В 1879 году схоластическая система Фомы Аквинского официально объявляется «единственно истинной философией католицизма», становится одним из основных направлений немарксистской философии, оказывающих значительное влияние на духовную жизнь современного западного общества (Неотомизм). Основные сочинения Фомы Аквинского: «Сумма против язычников» (1261—1264), «Сумма теологии» (1265—1273).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 494.

Фома Аквинский. Сумма теологии. (Статья о книге Фомы Аквинского из кн.: Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983)

«СУММА ТЕОЛОГИИ» («Summa theologiae» или «Summa theologica»), основной теологически-философский труд Фомы Аквинского. Написан по-латыни в 1267—1273 годы, не окончен (дополнен прибавлением, составленным Регинальдом из Приверно из комментариев Фомы к «Сентенциям» Петра Ломбардского). Первые издания (частичные, дополняющие друг друга): Strassburg, 1463; Mainz, 1471; Padua, 1473, и др.

Фома Аквинский. Сумма теологии (Статья К.В. Бандуровского о произведении Фомы Аквинского)

«СУММА ТЕОЛОГИИ» (Summa theologiae) – произведение Фомы Аквинского. Написана в Риме, Париже и Неаполе в 1265–1273. Фома попытался систематизировать итоги своих трудов и изложить их в достаточно доступном и кратком виде, прежде всего для студентов-теологов. Состоит из трех частей, причем вторая разделяется на две: pars prima, pars prima secundae, pars secunda secundae и pars tertia (согласно наиболее распространенной традиции цитирования, части обозначаются римскими цифрами – S. th. I, I–II, II–II, III); каждая часть разделена на вопросы, в свою очередь разделяющиеся на главы – артикулы.

Фома Аквинский. Сумма против язычников. Книга об истине католической веры против язычников (Статья К.В. Бандуровского о книге Фомы Аквинского)

«СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ», полное название – «Книга об истине католической веры против язычников» (Liber de veritate Catholicae fidei contra errores infidelium, seu Summa contra gentiles), именуемая также «Суммой философии» («Summa Philosophiae») – один из основных трудов Фомы Аквинского, написанный в Риме в 1259–64, был вызван к жизни происходящим активным интеллектуальным обменом между христианскими, мусульманскими и иудейскими мыслителями. Фома стремился здесь, исходя из философской (т.е. надконфессиональной) позиции, защитить основоположения христианской веры.

Подписка на RSS - Фома Аквинский