Вы здесь

Бердяев

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - русский религиозный философ, один из основоположников экзистенциализма в России; по мнению многих современных исследователей, являлся мыслителем, полнее других олицетворившим духовный ренессанс начала XX века. Первоначально находился под влиянием идей марксизма и неокантианства, пытался .синтезировать материалистическое понимание истории и этическое учение Канта, примыкал к так называемому "легальному марксизму", в дальнейшем обратился к религиозной философии, испытал серьезное влияние Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева, В. Н. Несмелова, позднее - Я. Боме. Является одним из создателей получивших широкую известность и вызвавших жаркие споры сборников статей: "Проблемы идеализма" (1902), "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). Принимал деятельное участие в работе Религиозно-философского общества, был инициатором создания Вольной академии духовной культуры (1918 - 1922). В 1922 году выслан из Советской России. Около двух лет прожил в Германии. С 1924 года и до конца своих дней жил во Франции, издавал религиозно-философский журнал "Путь" (Париж, 1925 - 1940). Оставил обширное наследие. Наиболее известные работы: "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии" (1901), "Новое религиозное сознание и общественность" (1907), "Духовный кризис интеллигенции" (1910), "Философия свободы" (1911), "Смысл творчества" (1916), "Судьба России" (J918), "Смысл истории" (1923), "Новое средневековье" (1924), "Философия свободного духа" (1927), "О назначении человека" (1931), "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937), "Русская идея" (1946), "Самопознание" (1949).

Проблемы идеализма (Статья А. А. Ермичева о сборник статей 12 авторов)

«ПРОБЛЕМЫ ИДЕАЛИЗМА» - сборник статей 12 авторов под общей редакцией Новгородцева, который появился в кон. 1902 г. под эгидой Московского психологического общества. Его выход связан с началом политической организации русского либерализма (создание в 1901 году «Союза освобождения» - прообраза партии конституционных демократов), теоретическое обоснование которого и стало задачей «Проблем идеализма». Особое общественное значение сборнику придало участие в нем так называемых «легальных марксистов», недавних социал-демократов - Бердяева, Булгакова, П. Б. Струве и Франка.

Бердяев. О назначении человека (Статья А. Г. Мысливченко о сочинении Бердяева)

«О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. Опыт парадоксальной этики» - сочинение Бердяева, опубликованное в Париже в 1931 г. В России впервые издано в 1993 г. Работа состоит из 3 ч. В 1-й ч. («Начала») раскрываются общефилософские принципы познания проблем этики. Будучи приверженцем экзистенциального типа философствования, Бердяев считает, что философия призвана познавать бытие из человека и через человека, из его духовного опыта. Поэтому она неизбежно становится философией духа, центральной частью которой является философская антропология.

Из глубины. Сборник статей о русской революции (Статья В. В. Сапова о сборнике статьей Бердяева Н.А., Булгакова С.Н., Изгоева А.С., Струве П.Б., Аскольдова С.А. и др.)

«ИЗ ГЛУБИНЫ. Сборник статей о русской революции» - заключительная часть той «трилогии», в которую помимо нее входят сб. статей «Проблемы идеализма» (1902) и «Вехи» (1909). Как и предшествующие ему сборники, он является не только попыткой осмысления исторической ситуации, но и опытом критического самопознания видных представителей русской интеллигенции. Идейным ядром сборника являются авторы сборника «Вехи»: Бердяев («Духи русской революции»), Булгаков («На пиру богов. Pro и contra. Современные диалоги»), А. С. Изгоев («Социализм, культура и большевизм»), П. Б.

Бердяев. Смысл творчества (Статья О.В. Марченко о работе Н.А. Бердяева)

«СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека» – главная работа Н.А. Бердяева доэмигрантского периода. Написана в 1912–14, опубликована в 1916 (совр. изд.: Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989). Книга создавалась в ситуации отчуждения философа от московской православной среды, Религиозно-философского общества и группы философов, сплотившихся вокруг издательства «Путь» (С.Н.Булгаков, Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, В.Ф.Эрн и др.), как ответ на идеи Ф.Ницше, К.Маркса, Ф.М.Достоевского, Э.Гуссерля, А.Бергсона, Р.Штейнера, Η.Φ.Федорова, неокантианства, прагматизма.

Бердяев. Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века (Статья В.В. Лазарева о произведении Н.А. Бердяева)

«РУССКАЯ ИДЕЯ. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века» – произведение Н.А. Бердяева, представляющее итог раздумий философа о русской душе, об исторических судьбах России, о религиозном призвании ее народа. 1-е изд. Париж, 1946. Переизд. в кн.: О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

Проблемы идеализма (Статья А.И. Резниченко о сборнике статей ряда авторов)

«ПРОБЛЕМЫ ИДЕАЛИЗМА» – сборник статей С.Н. Булгакова, Е.Н. Трубецкого, П.Б. Струве, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, С.А. Аскольдова, С.Н. Трубецкого, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, А.С. Лаппо-Данилевского, С.Ф. Ольденбурга, Д.Е. Жуковского под редакцией Новгородцева. Издан Московским Психологическим обществом в мае 1902 тиражом 3 тыс. экземпляров. Основная идея сборника выражена в предисловии редактора: «Те направления, которые пытались устранить философию или же заменить ее построениями, основанными исключительно на данных опыта, утратили свое руководящее значение...

Бердяев. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация (Статья А.Г. Мысливченко о сочинении Бердяева)

«ОПЫТ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ. Творчество и объективация» – сочинение Бердяева, написанное в последний период его творческой деятельности. Опубликовано в Париже на французском языке в 1946, на русском – в 1947, переведено на английский язык в 1952 в Лондоне и Нью-Йорке. В России впервые издано в 1995 (в сб. трудов Бердяева под названием «Царство духа и царство кесаря»). В «Опыте» Бердяев ставит задачу дать целостное изображение своих философских взглядов.

Подписка на RSS - Бердяев