Вы здесь

Лейбниц

Лейбниц (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1646-1716), немецкий философ, математик, физик, языковед. С 1676 на службе у ганноверских герцогов. Основатель и президент (с 1700) Бранденбургского научного общества (позднее — Берлинская АН). По просьбе Петра I разработал проекты развития образования и государственного управления в России. Реальный мир, по Лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций — монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии («Монадология», 1714); существующий мир создан богом как «наилучший из всех возможных миров» («Теодицея», 1710). В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики («Новые опыты о человеческом разуме», 1704). Предвосхитил принципы современной математической логики («Об искусстве комбинаторики», 1666). Один из создателей дифференциального и интегрального исчислений.

Лейбниц Г.В. «Теодицея» (Статья о сочинении Лейбница из кн.: Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983)

«ТЕОДИЦЕЯ», сокращённое назв. самого крупного философского сочинения Лейбница, в котором нашли отражение идеи рационалистического идеализма. Написано на французском языке около 1710 года под влиянием бесед и переписки с прусской королевой Софией Шарлоттой. Полное название: «Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и происхождении зла» («Essais de theodjcee sur la Bonte de Dieu, la liberte de I'homme et l'origine du mal»). Сочинение имеет полемический характер и служит ответом Лейбница на критику философских и теологических оснований его системы, содержащуюся в произведении Бейля.

Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении (Статья В.В. Бибихина о сочинении Лейбница)

«НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ» (Nouveaux essais sur l’entendement humain) – сочинение Лейбница (1703–1704), его отклик на «Опыт о человеческом разумении» Локка, вышедший по-французски в 1700 с добавлениями автора. Лейбниц не напечатал свои «Опыты» ввиду смерти Локка. Повторяя структуру работы последнего, полемизируя или соглашаясь с ним, Лейбниц заполняет системой своего органического априоризма лакуну, вызывающе оставленную Локком во всей внеэмпирической области.

Лейбниц Г.В. «Теодицея», «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла». (Статья В.В. Бибихина про свод философии Лейбница, изложенный в названной работе).

«ТЕОДИЦЕЯ», «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла» (Essais de theodicee sur la bonte de Dieu, la liberie de l'homme et l'origine du mal) — свод философии Лейбница, созданный им после выхода в свет «Исторического и критического словаря» (1696—1697) П. Бейля в полемике с ним и со всем религиозно-философским знанием эпохи. Лейбниц считал, что в современную ему эпоху Богопочитание деградировало до формальности обряда и догмата, тогда как в христианстве его основатель возвел в закон естественную религию всеобщего спасения.

Подписка на RSS - Лейбниц