Вы здесь

Белинский В.Г.

belinski.jpg (13012 bytes)БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811—1848) — революционный демократ, литературный критик, основоположник русской реалистической эстетики. Предшественник полного вытеснения дворян разночинцами в русском освободительном движении. Идейное творчество Б. относится к периоду, когда передовая русская общественная мысль, осмысливая уроки декабризма, только лишь начинала поиски путей борьбы с самодержавием и крепостничеством, поиски научной теории общественного развития. Это обусловило чрезвычайно сложный и интенсивный характер идейной эволюции Б. Сильно увлекаясь одно время (1837— 1839) философией Гегеля, Б. истолковывал его положение «все действительное — разумно» в духе политического консерватизма, как идею «примирения» с действительностью. Но даже и в этот период, закончившийся выдвижением Б. идеи отрицания, принципа борьбы со всем отживающим, неразумным, гл. тенденция его идейных исканий заключалась в стремлении понять, каким законам подчиняется жизнь общества и человека. С начала 40-х гг. Б. постепенно переходит на позиции материализма. При рассмотрении вопроса об отношении материального и идеального он пытается понять «духовное» как «деятельность физического», указывая вместе с тем на активную роль сознания в процессе взаимодействия человека со средой. Подвергнув критике консерватизм системы Гегеля, Б. усмотрел в его диалектике основоположения метода научного исследования, зародыш подлинной «философии истории». Идея объективной закономерности конкретизируется Б. применительно к обществу как идея необходимости прогресса, пробивающейся через совокупность различных форм деятельности людей и находящей выражение, в частности, в деяниях великих личностей. Приветствуя социалистический идеал истинно справедливого общества, где «не будет богатых, не будет бедных, ни царей и подданных, но будут братья, будут люди», Б. вместе с тем скептически относился к реформаторским проектам некоторых западноевропейских социалистов. Б. полагал, что новое об-во вряд ли установится «временем, без насильственных переворотов, без крови»; однако сам он все же не смог дать обоснования неизбежности социализма. С этим связана апелляция Б. к идеям первоначального христианства как основы нравственности будущего. Б. признавал прогрессивность буржуазных порядков по сравнению со средневековыми и считал, что ближайшей задачей преобразований в России является уничтожение патриархально-крепостнических форм жизни (прежде всего крепостного права), проведение ряда демократических реформ. Исходя из этого, Б. с позиций революционного просвещения вел беспощадную борьбу с ретроградными идеями «официальной народности», высмеивал славянофильскую идеализацию патриархального прошлого России, резко критиковал соглашательский либерализм, но также и утопические иллюзии насчет близости народной революции в России (полемика с Бакуниным). Вершиной революционного демократизма Б., его духовным завещанием явилось письмо к Гоголю (июль 1847) — одно из лучших произв. бесцензурной демократической печати России 19 в. Идея историзма пронизывает и эстетические суждения Б. Усматривая сущность и специфику искусства в образном воспроизведении действительности в ее типических чертах, Б. выступал против реакционного романтизма, дидактической беллетристики, пропагандировал принципы реализма в творчестве Пушкина и возглавлявшейся Гоголем «натуральной школы». Указывая на связь понятий народности и реализма в искусстве, Б. выдвинул важнейшие положения о зависимости общественного значения литературы от преодоления пропасти между так называемым образованным «обществом» и народной массой, о «сочувствии современности», т. е. прогрессу, как неотъемлемом качестве подлинного художника.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 40-41.

Белинский В.Г. Борис Годунов (отрывок).

Вся трагедия как будто состоит из отдельных частей, или сцен, из которых каждая существует как будто независимо от целого. Это показывает, что трагедия Пушкина есть драматическая хроника, образец которой создан Шекспиром. Кроме превосходной сцены в Чудовом монастыре, между старцем Пименом и Отрепьевым, в трагедии Пушкина есть много прекрасных сцен.

Подписка на RSS - Белинский В.Г.