Вы здесь

Глава 6. РАЗМЫШЛЕНИЯ У ХРЕСТОМАТИЙНОГО КОРЫТА.

ГЛАВА  6.

РАЗМЫШЛЕНИЯ   У  ХРЕСТОМАТИЙНОГО  КОРЫТА.

Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула.
А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

1.

Деревце и моих размышлизмов – не однолетка. Крона его, может, и разрежена, но формировалась и окультуривалась она усердно и долго, а вот плоды... Дичка какая-то. Вкус оскоминный, и зубы сводит. Не нравится мне многое, но это ничего не значит; кому-то, ведь, не нравятся и мои вкусы. Поэтому не ропщу и не бьюсь в истерике. Просто пытаюсь понять: что же дальше? Есть ли он у меня – выбор?

Вообще-то подмывает на шутку смертника: «Выбор есть между петлёй и пулей». Но так утомлять читателя подробностями мировой истории, чтобы отделаться финальной шуткой – дело недостойное. Стало быть, мысли свои о перспективах придётся выкладывать.

Но сначала – давайте спросим о перспективах у кого-нибудь более умного. Возьмём, к примеру, киевскую газету «Урядовий кур’єр» за 28 сентября 1999 года, и просто прочтём ответ. Можно прочесть ответ и в других газетах; ответы абсолютно одинаковы и озаглавлены: «Предвыборная программа кандидата в Президенты Украины Кучмы Леонида Даниловича».

Первый раздел программы не о Мастерах. Первый раздел – о власти. Так и называется: «За эффективную власть». Эффективность видится кандидату не только в двухпалатном парламенте, «ответственном большинстве» или сильных регионах, но и в принятии «Кодекса чести госслужащего и народного контроля за его соблюдением»! От эдакой решительности дыхание перехватывает. Но если уроки Истории не прогуливать и к Учителю прислушиваться, то дыхание восстанавливается быстро. Тогда понимаешь: решительные слова – не более, чем слова. Предвыборные.

Второй срок Леонида Даниловича остался в прошлом. «Революционные» преемники пошли дальше «кодекса чести», кинув уже сугубо уличный лозунг: «Бандитам – тюрьмы!» Лозунг правильный. Многовековой. И потому беспроигрышный.

Забавно и грустно наблюдать за предвыборными кампаниями в нашем «цивилизованном» мире. Забавно от повсеместно тупого схематизма. С песнями, дармовым пивом и экзальтированными «вау!» И грустно от опереточного уровня. От того, что ждём после всего этого не опереточной жизни.

В «президентскую» кампанию-2004 я, читая и слушая, тоже пытался осмыслить главное.

Для всех категорий не подхалтуривающих специалистов имеются должностные инструкции, регламентирующие их деятельность и сферу ответственности. Есть такие инструкции и для руководящих работников. Это логично и правильно, потому что производство, а тем более государство беспорядка не терпит. Должностной же инструкцией Президента является Закон. Тот самый, о главенстве которого вещают на всех перекрёстках. Но Президент – не артельщик; в его обязанности входит не только самому по закону жить, но и гарантировать соблюдение духа и буквы главного закона страны – Конституции. В чём «гарант» и клянётся перед народом при вступлении в должность. Всё это означает, что кандидат в Президенты просто обязан знать, каким образом он будет обеспечивать реализацию каждой статьи этого Закона. Или – какие изменения и каких статей он будет предлагать осуществить законодательному собранию, а то и всему народу. Вот об этом – о главном – и надо бы говорить, если и не на улице, то в программе. Как бы не так. Вместо программ – патетические и вполне уличные восклицания. Один призывает «поднять престижность и оплату труда учителя», другой – «ввести единый для всех предприятий 5% - налог с оборота», третий – «поднять среднюю зарплату в 2,5 раза», четвёртый… Так и хочется спросить: «Господа претенденты, вы сами-то понимаете куда баллотируетесь?» Президентское ли это дело – зарплатами, да процентами заниматься? Конституция – вот Ваша головная боль. Господин Ржавский Александр Николаевич, как Вы намерены добиться, наконец, неукоснительного соблюдения статьи 43 Конституции Украины о праве гражданина на труд? Поведайте, и сотни тысяч украинских безработных будут голосовать за Вас. Пан Ющенко Виктор Андреевич, какие политические рычаги позволят Вам гарантировать реализацию статьи 53 о получении полноценного образования на родном языке? Ответьте, и «левобережные» избиратели – ваши. Товарищ Симоненко Пётр Николаевич, каким образом Вы сможете привести статьи Основного закона в соответствие с реальной интернациональностью Украины? Многонациональная страна – ждёт. Перспектив ждёт избиратель, реальных гарантий. А слышит – от Януковича: «…отдам свои силы…», от Симоненко: «Я верю в свой народ!», от Ржавского: «Украина – гражданам Украины!», от Ющенко: «Верю в Украину!»… И так далее. Напомню: финальный возглас образца 1999 года звучал точно так же: «Верю в украинский народ!»

Возгласы я оценил, после чего сел и задумался: какие же именно качества этого самого народа так воодушевляют наших политиков?

Украина – в данном случае – только пример. Но это, увы, – пример не частный.

Хочу остановиться ещё на одном эпизоде времён Кучмы–2. Эпизоде кратком, но тоже не частном. В программе-99 Леонида Даниловичакроме пяти цифр и множества обещаний было и одно важное признание. Цитирую: «Национальная программа социально-экономического развития – основа общественного договора». Прочёл я тогда и порадовался. Наконец-то «гарант» открыто признал, что власть с народом обязана ДОГОВАРИВАТЬСЯ. Не править втёмную, а объявлять о своих планах. Это – добрый знак. И – действительно – скоро зашуршало: программа, обнародование, обсуждение, программа... Но в марте 2000-го с «национальной программой» случился конфуз: её сверстали, сброшюровали, но дали почитать не народу и даже не Верховной Раде, а европейским гобсекам. А когда обиженные депутаты заскандалили перед телекамерами, им объяснили что это – всего лишь проект, укрупнённые показатели, общее направление, что это вообще не та программа... А за дверью покрутили пальцами у виска. И скандал сник. На следующий же день.

Открещивание «я – не я, и хата не моя» – явная импровизация. Но сути она не меняет: какие-то планы украинского правительства и сейчас редактируют не в Украине. И отнюдь не в «имперской» России.

 

2.

Вот тут самое время вернуться к пресловутой «сковородке» национальной политмифологической кухни.

Черкащина – земля украинских мессий: Кобзаря и Казака. И того, и другого чтут в Украине как патриотов и борцов за независимость. Это – заслуженное титулование. При этом, правда, предпочитают не вспоминать о роли русских в судьбе Кобзаря и о выразительном лозунге Казака – «Навіки разом». Ну ладно, не вспоминают теперь о многом, не будем и мы отвлекаться на воспоминания. Сосредоточимся лишь на лозунге.

Как его понимать? Как Богданову глупость? Совсем не похоже. Как политический манёвр, продиктованный «требованием момента»? Может и так, хотя тогда это сильно смахивает на «пакт о ненападении» с душком откровенной подлости по отношению не только к России. А может просто брякнул не подумав? Называть национального героя недотёпой у меня язык не поворачивается, потому что уверен: для политического манёвра Хмельницкий-политик нашёл бы другие слова. Не такие ёмкие.

За шесть лет войны против Польши Гетьман командировал в Россию 20 посольских миссий. Не просто с наказами просить помощи. Помощь, кстати, шла; Россия сняла пошлины на передаваемое оружие, а в армии Хмельницкого воевали сотни русских добровольцев, в том числе и мои предки – донские казаки. Но послы ездили не за этим. Столп украинской независимости 17-го века зрил в корень и не лукавил, а предлагал Алексею Михайловичу Романову – Государю Российскому – стратегическую дружбу единоутробных народов православной Киевской Руси. Навеки.

Призыву Гетьмана 350 лет. Не худо бы нашим квасным патриотам умащивать его под рушниками в своих офисах. Для напоминания не о России. А о том, что независимости от всех не бывает, и морочить свой народ миражами и мифами бессовестно и непозволительно.

Перспективы политики независимости по-украински, в отличие от подковёрной возни, видятся невооруженным глазом. «Человеколюбцы», ведь, обязательно потребуют от увязшей в долгах власти свести к минимуму связи с Россией и окончательно выжать и русскую культуру, и «русское» православие. Что и делается на наших глазах. Потому, что разорвать экономику – мера недостаточная; такую связь восстановить нетрудно. Так что для введения Украины в Евросоюз и НАТО, для «оказания ей помощи» в обустройстве «собственной» экономики условия поставят серьёзные. По те самые ноздри. А баланду из такой «независимости» придётся хлебать внукам не родившихся ещё украинских детей.

 

3.

Всё пытаюсь себя убедить: ну где, где ты видишь танки? В валютно-обменных украинских будочках сидят симпатичные украинские девушки. Современная экономика интегрирована, и это – нормально. Надо брать под козырёк перед родной властью, вкалывать до мозолей, и тогда долларовые президенты рухнут на коленки перед гривневыми мазепами.

Но убедить – не получается. Стреноживают факты мировой Истории.

Для любой домохозяйки (не имею намерения домохозяек этим обидеть) совершенно очевидно: начинать строительство «могучей суверенной державы» с разворовывания её национального достояния НЕЛЬЗЯ. Ну, нельзя. Никак невозможно. Не построишь.

«Иностранцы уже теперь взятками скупают наших чиновников и «вывозят остатки России». И вывезут».

Когда я прочёл это жене, она пожала плечами.

- Причём тут Россия? Из Украины вывозят не меньше.

Она не поняла. Потому что на слух кавычки не воспринимаются. А под ними – не моя мысль, а фрагмент письма товарищу Каменеву от товарища Ленина, писаного не вчера, а 3 марта 1922 года. (20.т.44.с.428).

В июне 1907 года тот же Ленин выдал разгромную статью «Памяти графа Гейдена». Большевик Владимир Ульянов критикует в ней «ярых демократов» из газеты «Товарищ» за их сожаления и соболезнования по поводу смерти графа Гейдена – человека, который «...привлекал к себе всех порядочных людей без различий партий и направлений». Статья – для Владимира Ильича – обычная и даже заурядная; одна из многих и многих злых и разгромных его статей. Но именно эта её заурядность и позволяет провести любопытный эксперимент.

Цитирую Ленина: «...Для старых баб, ведущих отдел политики в нашей либеральной и демократической печати, это – образец гуманности... - Золотой был человек, мухи не обидел! «Редкий и счастливый удел» Дубасовых поддерживать, плодами дубасовских расправ пользоваться и за Дубасовых не быть ответственным.

Салонный демократ считает верхом демократизма воздыхание о том, почему не управляют нами Гейдены (ибо этому салонному дурачку в голову не приходит мысль о «естественном» разделении труда между Гейденом и Дубасовыми)». (20.т.16.с.44).

Напомню: войска генерал-губернатора Москвы Дубасова дубасили из пушек по рабочим баррикадам «Красной Пресни».

А теперь – то же самое, но без цитатных кавычек.

... - Золотой был человек, мухи не обидел! «Редкий и счастливый удел» Ежовых поддерживать, плодами ежовских расправ пользоваться и за Ежовых не быть ответственным.

Салонный демократ считает верхом демократизма воздыхание о том, почему не управляют нами Сталины… Ну, а далее – по тексту.

Эксперимент, как видите, не слишком сложный. Но его вполне можно усложнить и продолжить, оставляя вместо фамилий пробелы. А на свободные места вписывать потом ЛЮБЫЕ фамилии. И тогда с удивлением обнаруживаешь, что фамилии ничего не меняют, не в фамилиях – дело. И не в названиях партий. Время меняет только фамилии, мировое же политическое «искусство» не поменялось и на ноготь; оно остаётся делом исключительно безнравственным и сугубо воровским.

Ругать власть и чиновников – дело несложное, но малоперспективное. Куда перспективнее понять, что мировоззрение у Воров и Мастеров – разное. А понять, как известно, – значит уже наполовину простить.

 

4.

В начале девяностых годов на телеэкраны вышел документальный фильм Станислава Говорухина «Так жить нельзя». Есть в этом фильме эпизод – в растерзанном и заброшенном храме. Режиссёр стоит на грудах кирпича, среди грязных тряпок, бумаг, битых бутылок и задаёт вопросы: «Вот зачем всё это было разрушать? Чтобы было – что? Чтобы было вот всё это?» И просит оператора не стесняться, показать исписанные мерзостью стены, именуя надписи «наскальной живописью».

Разрушали, конечно, не для этого. И возводили – совсем для другого. И все наши нынешние разрушения-восстановления – в надежде на лучшее. Но не получается почему-то достичь лучшего, никак не удается. И вот, ведь, что интересно: в той – настоящей наскальной живописи – нет ни одного похабного слова, ни одного безобразного рисунка. Ни на одном из континентов, где живопись эта ещё сохранилась. Широко, как видно, шагнула цивилизация в своём стремлении к лучшей жизни. «Наскальная живопись» внутри заброшенного храма – дело теперь прошлое, уже что-то вроде детской шалости. Теперь всё это – в подъездах, в литературе, теперь похабщина хлещет стереозвуком из телевизоров, по телефонам, на улицах, в транспорте...

Да, так как мы жили, жить было нельзя. Поэтому теперь мы живём иначе. Мы живём так, как жить – невозможно. Но мы продолжаем надеяться, что как-то извернёмся и невозможную жизнь перекроим в жизнь возможную. На удивительном языке разноцветных политиков всё это называется переходным периодом – неизбежной платой за прогресс. Ничего, мол, вот поднимем собственную экономику, приобщимся к мировому содружеству, и всё станет хорошо и прекрасно. Да разве мы хуже других? Цивилизованный путь и нам не заказан.

Нет, не заказан. Только куда он ведёт – этот путь, что получим, заплатив за очередной «переходный период»? Цену-то даём немалую. Жизнями платим.

 

5.

Дорога в будущее выглядит не слишком оптимистично. Потому что врос в неё ржавый и уродливый «ёж» из трёх намертво сваренных парадоксов.

Парадокс первый.

Стремление к созиданию ведёт к разрушению. Чем больше комфорта в домах, тем неуютнее становится на планете. Парниковый эффект и пылевые бури явились, ведь, не сами собой. И «Чернобыль». И ныряющие в землю многоэтажки... Конфликт разума с Природой очевиден, а последствия его – устрашающи.

Парадокс второй.

Попытки упростить проблемы ведут к их усложнению. Почистить ковёр легче, конечно, не щёткой, а пылесосом, но ведь сначала нужно этот пылесос соорудить. И построить электростанции. И выучить токарей, инженеров и бухгалтеров. И... лавина. Упрощая быт, мы во сто крат усложняем жизнь.

Парадокс третий.

Разум объединил людей в государства и вывел на дорогу цивилизации. Но дорога оказалась – «большой дорогой»; на ней хозяйничают ребята с топорами.

Триединство парадоксов в том, что результаты стремления «жить по уму» неизменно получаются прямо противоположными. Логика разума пасует перед логикой мироздания. Объяснение этому стереотипно: ума, мол, пока человеку не хватает. Ну что такое – сотня веков? Младенчество. Подучимся и заживём. Муравьям, стало быть, ума хватает мировых войн не устраивать, а человеку не хватает? Нет, что-то тут распадается – в этой версии о нехватке ума. Ума-то, похоже, у нас с избытком. Не хватает чего-то другого. Не менее важного.

 

6.

В Парижской палате мер и весов хранится самое гениальное изобретение разума. Именно ему цивилизация обязана буквально всем. Называется изобретение – ЭТАЛОН. Это очень опасное изобретение. Полагаю – самое опасное. И не потому, что довело до водородной бомбы. Оно сотворило куда более страшного монстра. Идола, отобравшего внутреннюю мудрость

Эталон – это, ведь, не просто штуки, амперы и килограммы. Додумавшись до УСЛОВНОЙ меры, творец эталона легко переместил себя в УСЛОВНЫЙ ЖЕ мир. В мир абстрактных видений и сиюминутной виртуальности, а – проще говоря – в мираж. И, научившись жить в мираже, перекроив Разум в раз-ум, сделал из себя временщика. А мировоззрение временщика – это разовый ум, доводящий до беспредельного эгоизма.

Всё, что не поддаётся расчёту, мы – раз-умные – считаем возможным не принимать во внимание. И летят за борт НЕЭТАЛОННЫЕ категории: любовь, сопереживание, участие, вера, совесть... Не подступиться к ним с ЧИСЛОМ, не измеряются они приборами – значит выдумка всё это.

Но настоящая выдумка – измерять Бесконечность метрами, а Время – секундами. Выдумка, нелепая до гениальности.

Поэтому и неколебим уродливый «ёж».

 

7.

Мой разум ведёт себя как заправский провокатор: постоянно подсовывает короткие пути. Он коварно-убедителен, спорить с ним до невозможности трудно. Но я спорю. Знаю: дай ему волю, и он вмиг воткнёт тебя в центр мироздания и тут же выжжет сердцевину – природную способность к состраданию и светлое ощущение неделимости мира.

- Жизнь, - твердит мне мой разум, - это борьба.

- Колхозное, - твердят умные, - значит ничьё.

- А страна моя – не колхоз? – позвольте спросить, господа умники. – А дыра над Антарктидой – не моих ли рук дело? И планета наша – моя. Личная. Я притягиваю её с силой в 68 килограммов. Я живу не на ней, а вместе с нею. Не рядом с государством и не внутри него, а вместе с ним.

Потому что жизнь – это не только борьба.

Жизнь – это сначала – Единство.

Забывать об этом – опасно, такая забывчивость дорого стоит. По большому счёту вполне может стоить человечеству существования. Буквально.

Вот и думается мне, что не ума нам всем не хватает, а стремления чем-то его уравновесить, не дать распоясаться вконец.

 

8.

После октября 1962 года появились основания надеяться, что ядерный кризис миновал. Есть немало надежд и на то, что удастся не допустить и техногенной мировой катастрофы. А вот о катастрофах политических этого не скажешь. Большая политика продолжает оставаться большой дорогой. И ведёт она не «в даль светлую». Как быть?

Выбор в надеждах – есть. Можно надеяться на Иные Миры, Большой Контакт, реинкарнации, Пришествие... Но надежды на «барина» утешают слабо. Надеяться хочется на себя.

Что ж, решение может быть выбрано скорое и привычное. Хотя разумный век – хочется думать – всё-таки научил: кровопускание – даже с большим размахом – не перемены, а только видимость перемен.

Можно стать созерцателем Истории. И сделать сухой вывод, что такова объективность развития «раз-умного», и народ заслуживает своих правителей. При князьях-царях он был «подданным», при социалистах-коммунистах – «массой и винтиками», а при нынешней суперцивилизованной либерал-демократии – «электоратом». Не более. Ах, да, «электорат» же, возможностью выбора осчастливлен. Однако суть нынешнего народного выбора… Люди моего поколения хорошо помнят унылые прилавки советских гастрономов. Не было в них выбора, и подавляющее большинство «винтиков» отоваривалось сосисками. Теперь выбор в магазинах есть. Но подавляющее большинство «электората» покупает всё те же сосиски. Не по привычке. А по какой-то совсем другой причине. И сразу становится ясно, что видимость выбора – это ещё не выбор. Как ясно и то, что реальный выбор опять не у тех, кто «печёт общественный пирог», а у тех, кто его делит. Потому что, не меняя причин… А причина, между тем, проста, как и всё в этом мире: Мастер должен довольствоваться результатами СОБСТВЕННОГО мастерства. В этом – его моральное право.

Вот тут-то и можно придумать нечто утопично-фантастическое. Обратиться к Мастерам общественного устройства и поставить условие: с завтрашнего дня будете пользоваться любыми благами, но исключительно из «МИНИМАЛЬНОЙ потребительской корзины». Проще говоря: если минимальная зарплата в стране – 300 гривен, то и Мастер-политик не может получать за результаты такого своего «мастерства» больше 300 устойчивых и родных грн. Так что, господа выборные всех советов и рад, если в руководимой вами стране уровень пенсий и зарплат ниже прожиточного порога, если сограждане мрут и разбегаются, то снимайте-ка сапоги и месите грязь в лаптях. Вместе со всеми. Пока не научитесь руководить так, чтобы румяные «пироги» вам подносили не посторонние дяди с тётями, а Мастера, в которых вы так паточно верите. И не надо говорить, что у нас их нет. Были, есть и всегда будут. Их и теперь скупают по всему белу свету.

За такое условие лично я голосовал бы. Полагаю, что только так и можно подкопать пресловутые корешки, только с таким подходом можно надеяться на прогресс – от «хотящих» к «разумным», – и строить не «измы», а социум. Сообщество граждан и, не побоюсь этого слова, Землян. Но надеяться на духовно-мозговое переустройство «киевских» и «вашингтонских» в «радонежских» – Утопия с очень большой буквы. С немыслимо большой. Трудно выдавливать из себя раба. Но выкорчёвывать из себя рабовладельца – задача титаническая. Решать её обязательно надо. Всем. Каждому. В этом – залог гармоничной жизни будущих поколений. Но ни кучмосуркисам, ни «розо-оранжевым» и прочим цветастым она явно не по силам.

Мягко скажем, не оптимистичный получается вывод. Но это – не совсем так. Потому что нравственная революция происходит не за одну ночь. И не за год. Это – революция особого свойства. Она требует осмысления, что свобода и независимость – это не аршинно-кровавое «Будьмо!», а нечто куда более глубокое. И что олигархи к нам не с Луны падают. И что понятия: «личность», «гражданин» и «налогоплательщик» – как не настаивает политическая мифология – совсем не одно и то же.

 

9.

Не браните меня за нескладный слог и повторы. Не браните за потерянное время и обманутые ожидания. Я не обманывал, я с самого начала предупреждал: рецептов счастливой жизни не знаю. Но, пытаясь учиться у Истории и, обнажив вольную мысль о «деятельной лени», сделал для себя вывод: устройств и переустройств требуют не государства и не экономика, но – прежде всего – мировоззрение. Банальна сия мысль, но, забывая о таких вот банальностях, мы и ломаем себе ноги. Добредая до полного абсурда: до скорых революций и мировых войн. До судебных процессов о материальных компенсациях «морального ущерба». До «народного контроля» за честью (!!!) человека. Пусть и «государственного» человека.

А не абсурд – свалить на власть возведение державного дома и просто ждать, что возводить его будут для меня?! Да с какой стати? Задавал я этот вопрос разным людям. Отвечали трафаретно: «Кухарке – место на кухне». Турбинист должен заниматься турбинами, хлебороб – урожаями, врач – пациентами. Строить государство обязаны политики.

Но разве государство – это только наличие «ветвей власти», гидростанции, заводы-фабрики и свекольные поля? Не на них и не на деньгах налогоплательщиков, а на взаимоотношениях людей замешивается раствор для по-настоящему прочных стен. И вот в этом-то главном строительстве – духовном – без турбинистов, кухарок, детей и пенсионеров: всех нас вместе и каждого в отдельности – никак не обойтись. Надо переставать идолопоклонничать, пора учить детей и внуков свыкаться с мировоззрением духовного творца. Потому что такое воспитание – это прямой шаг от «хотящих» к «разумным», потому что мировоззрение созидателя чуть шире, чем «выгодно-не-выгодно», и живёт он не по прагматичной формуле: «Это не моя проблема». А у безликой философии: «Я – мелкая сошка» лишь одно следствие – мелкая жизнь. С надеждой выиграть миллион, или сорвать куш в воровском тотализаторе.

Когда сын полководца Фабия пытался однажды убедить отца пожертвовать немногими людьми, чтобы занять удобную позицию, тот спросил: «А не хочешь ли ты быть в числе этих немногих?» Давно это было. Давно, за много веков до нашей эры возник и индийский эпос. Одна цитата из «Дхаммапады»: «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве». Это было написано во времена, когда не пыхтели паровозы, не было компании «Panasonic», Москвы, Киева и Понтия Пилата. Человечество не знало многого, но необходимость, сложность и важность собственного духовного переустройства – это было очевидным уже тогда.

Постижение науки жизни требует от человека предельного напряжения всех его неэталонно-духовных сил. Да, политики могли бы помочь каждому из нас в труднейшей работе по преображению себя. Понимая, что это требует настойчивой учёбы, времени и условий. Памятуя, что это и их страна, невзирая на швейцарские счета, «евродома» и мозамбикско-тунгусские паспорта. Могли бы. Расстановкой соответствующих маяков и личным примером.

И всё-таки начинать надо не с укоров. Начинать надо – с себя.

С приложения к себе банальных правил.

Не убий.

Не укради.

Человек человеку – друг...

И идти не дорогой стяжательства, а к осознанию, что ты – не один, что нить твоей жизни вплетена не только в коврик общества, но и в ткань всего мироздания.

Что родился ты не налогоплательщиком, а творцом. Не потребителем, а созидателем.

Разбитое корыто – это отчётливый финал мировой сказки. Если не произойдёт нравственной революции, если не научится человек главному, внутреннему выбору. Ведь в каждом из нас живут от рождения и Аскет, и Мастер, и Вор. Но сергиям и кулибиным не приходит в голову клясться на Библии в своей святости. Так поступает только ворьё, увязшее в донном иле собственного цинизма.

А путь воров – это путь к неотвратимому краху.

 

 

* * *

 

На земле много причудливых луж. И в каждой можно увидеть свет отражённых звёзд. Но чтобы увидеть свет первородный, нужно обязательно поднимать голову.

К небесам...