Вы здесь

V. На танцевальных вечерах

НА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ВЕЧЕРАХ

Из всех общественных удовольствий танцы, без сомнения, имеют большие преимущества в глазах молодых людей, но и они подвергаются многим правилам светского этикета, несоблюдение или пренебрежение которыми делает виновных очень неприятными в обществе. Хотя на танцевальный вечер каждый едет веселиться, но, думая о собственном удовольствии, не следует забывать, что все ваши действия должны быть обращены также в пользу и приятность другим, что хозяева приглашают вас себе, так сказать, в помощь для занятия гостей и вы, веселясь сами, обязаны стараться, чтобы веселились и другие. Вот кое-какие правила, выработанные нами из собственной нашей практики при содействии нашей наблюдательности.

1. Молодые благовоспитанные люди с первого своего появления в бальной зале отдают себя в распоряжение хозяйки, которая, конечно, окинув глазами залу и заметив несколько девиц, грустно сидящих в бездействии, немедленно попросит своих любезных адъютантов идти приглашать подобных бедняжек.

Нередко предметом такого поручения бывают немолодые, некрасивые и неловкие танцорки, но отказать хозяйке в ее просьбе было бы полным незнанием азбуки приличий, и молодой человек, решившийся на такой смелый отказ, по всей справедливости, достоин общего порицания.

Исполнив с готовностью просьбу хозяйки, должно обращаться и к предмету ее заботливости с тою любезностью, которой всякая девица, хороша ли, дурна ли она, богата или бедна, молода или немолода, имеет право ожидать от благовоспитанного кавалера.

Иные молодые люди стараются избегать подобных случаев, опасаясь насмешек товарищей, но это смешное малодушие, и уверяем их, что, принося себя таким образом в жертву общежития, они выигрывают в мнении света гораздо более, чем если целый вечер станут рассыпать свою любезность и свое остроумие перед лучшими и самыми красивыми танцорками. Уверенные в своей притягательной силе, избалованные поклонениями, они принимают угодливость мужчины как должную себе дань, тогда как обиженные природою посетительницы, внутренно сознавая свои недостатки, невольно почувствуют уважение и признательность к тому, кто на глазах их счастливых подруг, пренебрегая насмешками товарищей, принесет себя в жертву их удовольствию и предохранит их женское самолюбие от ожидавших его уязвлений.

Поступая так великодушно, молодые люди приобретают и в хозяйке дома, и в ее гостях ревностных поклонниц своему уму, ловкости, любезности; они будут настойчиво защищать своего любимца против нападок целого общества, если нужно, они воздвигнут ему пьедестал и упрочат его репутацию светского, отлично воспитанного молодого человека.

Девицы, в свою очередь, обязаны быть также снисходительны к танцорам менее ловким, выбирать их в фигурах котильона и мазурки и своею собственной ловкостью сглаживать их неуклюжесть; заметив, что природная застенчивость лишает кавалера возможности выказать свои природные умственные качества, светская девушка должна суметь ободрить его мягкостью своего обращения и, угадав предмет разговора, для него более знакомый, возбудить его участие несколькими ловко сделанными вопросами.

Подобные девушки делаются идолами мужчин, даже если природа не одарила их поразительною красотою.

2. Приглашая даму или девицу на кадриль, ей делают поклон и произносят: «Позвольте, сударыня, иметь честь пригласить вас на кадриль...» Если же танцорка, вами выбранная, более или менее вам уже знакома, то можно сказать просто: «Не откажите мне в удовольствии танцевать с вами эту кадриль».

3. Девица, получив за раз приглашения на несколько кадрилей, должна стараться запомнить своих кавалеров, чтоб не причинить никому неудовольствия и не сделаться героиней малейшего скандала. Этого должно всячески избегать, так как подобные случаи носят отпечаток кокетства, а благовоспитанная девушка должна понимать и допускать кокетство только в смысле любезности, приветливости, остроумия и мягкого обращения со всеми без различия, никогда не отдавая себя напоказ необдуманными поступками.

Не раз видели примеры, что эти неосторожные шутки имели кровавую развязку. Во избежание подобных неприятностей, всегда пагубных для репутации как девиц, так и молодых женщин, должно запасаться для бала маленькими агендами (книжечками), в которых вписываются имена и очереди танцоров.

Агенды эти должны быть более или менее тайными поверенными бальных случайностей, и хвастаться ими друг перед другом есть доказательство дурного тона, нередко весьма обидного для тех, кому нечего записывать в эти агенды. Роль их, в сущности, самая скромная — предохранять память от промахов, а вовсе не служить вещественным доказательством блестящих светских успехов. Иногда отметки эти делаются и на веерах, и хотя такой обычай немного тщеславен сам по себе, но все-таки лучше прибегать к этому средству не перепутать порядок кадрилей, чем рисковать произвести неудовольствие между своими кавалерами.

Если же девица безнамеренно сбилась в порядке кадрилей и обещала одну и ту же двум кавалерам, ей необходимо прибегнуть к маленькому притворству и, отговорясь усталостью, пропустить злополучную кадриль, вовсе не участвуя в ней. Привычные к такого рода хитростям и признательные за то, что девица предупредила всякое недоразумение между ними, кавалеры, естественным образом, не захотят подвергнуть ее скуке одиночества и останутся при ней во все продолжение кадрили, занимая ее веселыми и остроумными светскими разговорами, Девица, в свою очередь, не должна изменять приличному балу тону и ни малейшим намеком не обнаруживать сожаления о потере кадрили. Исключительный этого рода случай позволяет кавалеру отказаться даже от приглашения хозяйки дома, выбрав себе другую даму. Если же ему это уже необходимо исполнить, то не иначе как с согласия девицы, пожертвовавшей из приличия кадрилью, потому что, хотя он, в сущности, ее и выполняет с нею, но по законам общежития связан обещанием, которое возвратить ему она одна только может.

4. Хотя всякий танец должен непременно иметь вожака или распорядителя, составляющего со своей дамою первую пару, предоставляйте эту почесть тем, кто выказывает явное желание ею воспользоваться, потому что этою скромностью вы предупредите всякое злословие и зависть недовольных соперников. Если же хозяева сами избрали вас, чтобы быть распорядителем бальных танцев, примите с должною благодарностью на себя эту трудную роль и старайтесь ее выполнить так, чтобы все участвующие в танцах остались вами равно довольны.

Не творим, чтобы это было легко по причине различия вкусов, понятий и желаний в каждом многолюдном собрании, но при некоторой привычке быть одинаково вежливым со всяким вы без большого труда угодите всем и заслужите от всех единодушную признательность. В этом-то самозабвении, бескорыстии, уступчивости и заключается тайна светского общежития и порядочности.

5. Бальная музыка, яркое освещение, душистая атмосфера, самый говор веселой толпы производят на многих одуряющее действие, подобно действию напитков, и, начиная ощущать его, должно остерегаться не давать ему чрезмерно развиться, а потому следует неустанно поверять все свои действия, сдерживать излишнюю веселость, изменнически вас охватывающую под звуки раздражительной танцевальной мелодии, умерять диапазон голоса, делающегося незаметно более чем нужно громким, смягчать самые жесты, которые из изящных легко могут сделаться слишком свободными и оскорбить собою деликатный вкус вашей дамы. Помните, молодые люди, что бальный шум и быстрота телодвижений в танцах ударяют в голову и, как кипящая лава, обливают мозги; их пагубному влиянию необходимо противопоставить рассудок, силу воли и в особенности самоуважение. С такими орудиями защиты вы постоянно сохраните свою порядочность, и бал доставит вам изящное по своим внешним формам и приятно-ласкательное в нравственном отношении удовольствие.

6. Как бы хороша, ловка и любезна ни была ваша танцорка, воздержитесь приглашать ее слишком часто, потому что такое преимущество будет непременно замечено посторонними и может повредить доброй славе девушки, а благородный мужчина должен остерегаться вредить женской репутации своим ухаживанием.

Советуем и молодым девицам обратить внимание на эту бальную случайность, и, если замечаете, что кавалер, с вами танцевавший, излишне учащает свои приглашения, так что присутствующие начинают замечать такое явное отличие, отговоритесь усталостью, пропустите танец, не участвуя в нем, и предложите кавалеру выбрать себе другую даму.

Все это должно быть выражено в самых вежливых и деликатных формах, но твердо и несколько холодно. К тому же в этих случаях девица поступит благоразумно, держась под защитою особ, ее сопровождающих, которых присутствие воздержит дальнейшую настойчивость кавалера.

Необходимо также помнить, что, отказав одному танцору, девица не имеет права участвовать в том же танце с другим кавалером: такой поступок, обнаруживая со стороны девицы кокетство дурного тона, может иметь самые плачевные последствия.

7. Приглашают ли девицу на танцы или желают только пройтись с нею по зале, учтивость требует взять ее под руку, но женская рука должна слегка прикасаться к рукаву кавалера, а не образовать кольца, как на гулянье.

В прошлом столетии у французов существовал странный обычай подавать даме руку не в округленной форме, как нынче, но в виде сложенного кулака, на который светская красавица слегка клала кончики пальцев, и таким образом пара за парою прогуливались по бальным залам.

8. Проводив свою даму на прежнее место, кавалер или делает ей почтительный поклон и удаляется, или осведомляется, не угодно ли ей мороженого, фруктов, лимонада, удовлетворяет ее желание, и, если это более или менее знакомая ему девица, он может несколько минут продолжать с нею тот беглый светский разговор, который французы назвали les batons rompus [обмениваться репликами (франц.)].

В этих случаях, однако, кавалер не должен стоять или сидеть возле девицы так, чтобы маскировать ее и препятствовать другим танцорам к ней свободно подходить. Такая неловкость может быть причиной, что бедная девушка пропустит кадриль или вальс, незамеченная посторонними кавалерами.

Вообще если молодой человек сам не желает танцевать, то не должен быть помехой для других танцоров, не решающихся приглашать даму, около которой так усидчиво увивается уже кавалер.

9. Вальсируя, поддерживайте твердо свою даму за стан, но не берите дурной привычки приближать к себе всю ее особу, довольно держать у груди ее руку, корпус же ее и плечи должны быть совершенно свободны.

Вообще старайтесь ни на минуту не забывать уважения, которым мужчина благовоспитанный обязан женщине в обществе, и все ваши движения должны носить отпечаток этого уважения»

10. Возвратясь с кавалером на свое место, девица должна его поблагодарить, но советуем ей остерегаться отдавать ему на сохранение свой веер, платок, букет, флакон, потому что это может служить ему доказательством, что она приглашает его при ней остаться, а это есть признак кокетства, очень дурно рекомендующего девицу в глазах мужчины. В старину, то есть лет за тридцать пред сим, протанцевав и раскланявшись со своим кавалером, девица садилась в кругу дам или близ подруг своих и смотрела, как другие танцуют, потому что тогда считалось неучтивым развлекаться разговором посреди общего веселья. Теперь разговор допускается, но девушка не должна ничем обнаруживать желания продолжать его более, чем позволяет приличие. Однако не следует ей также иметь вид недовольный или отвечать отрывисто. Нет, она должна постоянно сохранять ровное расположение духа, но иметь вид несколько сдержанный и холодный;

Вообще благовоспитанная девушка должна как можно менее себя выказывать, обращаться с молодыми мужчинами свободно, просто, без всякого жеманства, но  не искать разговоров с ними, не удерживать их около себя и тем не лишать танцоров своих подруг.

Слишком смелое и фамильярное обращение с мужчинами чрезвычайно безобразит всякую девушку, лишая ее скромности, этого лучшего украшения ее пола. Даже замужняя женщина не должна себе позволять излишней свободы действий, а тем более девица должна постоянно оставаться в границах приличия и порядочности. Самоуважение и чувство женского достоинства всего лучше укажут ей меру вольности обращения и научат, как держать всегда в границах приличия всякого мужчину. Надобно молодому человеку быть очень смелым и дурно воспитанным, чтобы забыться перед девицей, не подавшей к тому ни малейшего повода.

11. Сдержанность, которая необходима на бале в сношениях с молодыми мужчинами, должна быть заменена приветливостью, предупредительностью и внимательностью, когда молодая девушка находится посреди женского круга. Здесь она может дать полную волю своей природной веселости, остроумию и любезности. Советуем только избегать злоязычности, которую многие весьма напрасно называют умом, и благовоспитанной девушке следует держаться подальше от подобных насмешниц, даже если их болтовня смешит ее и забавляет. Она может быть уверена, что за глаза сама сделается предметом их колкостей и ядовитых острот.

Как на бале, так и повсюду насмешники и злоязычники заслуживают полного презрения, и всякий благовоспитанный человек будет остерегаться входить с ними в близкие сношения, но из уважения к хозяевам дома, где дается бал или вечеринка, должно настоящие чувства свои скрывать под личиною самой утонченной вежливости и в то же время сдержанности и некоторой дозы холодности, не допускающей фамильярности и не вызывающей возможности считать себя ею оскорбленным.

12. Если нескромный и не в меру любопытный гость пожелает узнать, весело ли вам на бале или вы только из угождения хозяевам стараетесь казаться веселой, отвечайте с видом полной откровенности, что провели время очень приятно, что все было прекрасно устроено и хозяева чрезвычайно обязательны. Такой ответ остановит всякую критику, и любопытствующий гость отойдет от вас, мысленно, быть может, упрекая вас в маленьком лицемерстве, но, по крайней мере, вы исполнили свою обязанность в отношении хозяев, которые, право, заслуживают это небольшое внимание со стороны всякой гостьи за те хлопоты, издержки, неприятности, которые были их непременным уделом при устройстве бала, долженствовавшего доставить чужим гораздо более удовольствия, чем им самим. Не жестоко ли после этого осмеивать легкие ошибки и неумелость обстановки?

13. Когда подают чай, напитки или десерт, не отказывайтесь от них, как делают иногда малопривычные к хорошему обществу девушки, возьмите чашку чая, конспекту, бисквит, апельсин или что другое, не давая никакого особого значения тому, что именно вы берете. Вы можете быть уверены, что хозяева внимательно следят за угощением, желая, чтобы все их гости были равно довольны, и им было бы крайне неприятно заметить, как вы отказываетесь от всего, что вам подносят. Это заставит их обратиться к вам с вопросом, чего именно желаете вы, а вызывать такую исключительную озабоченность хозяев весьма неделикатно и довольно смешно, отдавая тем себя напоказ окружающим.

14. Как бы ни было вам скучно на бале, какие бы вы ни встретили разочарования, не обнаруживайте ничем вашей обманутой надежды, старайтесь выйти незаметно из танцевальной залы, сохраняя довольный вид. Если же вы непременно принуждены раскланяться с хозяевами, проститесь с ними радушно, одинаково поблагодарите за желание повеселить вас, но не огорчайте их в эту минуту пересказом своих маленьких неприятностей и не делайте их при посторонних лицах ответчиками за обманутые и потерянные надежды. На это есть следующий день и городская почта, если уж вы находите необходимым высказаться и если вы имеете полное право подозревать самих хозяев в нанесенном вам оскорблении. Но всего лучше, не придавая такой большой важности бальным случайностям и не рискуя подвергнуться им вторично, перестать ездить в тот дом.

15. На небольших танцевальных вечерах, где все гости между собою знакомы, девица может танцевать со всяким кавалером безразлично, не ожидая, чтобы хозяйка брала на себя труд рекомендовать его ей, но в клубах, пикниках или на больших балах танцор должен быть непременно тут же представлен даме распорядителем или хозяевами, но и то он может рассчитывать танцевать с нею кадриль, вальс, польку, но никак — надеяться получить от нее согласие быть ее кавалером в мазурке или котильоне, так как эти два танца, продолжительные и вполне интимные, предназначаются обыкновенно заранее хорошо знакомому и вхожему в дом родителей той девицы, которую выбрал молодой человек.

16. Если девица отказала танцору в кадрили, отзываясь, что она уже приглашена, вежливость требует спросить у нее, которую именно кадриль по счету она может ему предоставить. Отойти, не сделав ей этого обязательного вопроса, считается дерзостью, так как может случиться, что в течение свободной на ее агенде кадрили другой кавалер не придет ее приглашать и она просидит, не танцуя, между тем как близ нее, на ее глазах, первый, так невежливо поступивший кавалер будет фигурировать с другой девицей и как бы насмехаться над ее одиночеством.

17. Вежливость требует выбирать визави с согласия своей дамы и по возможности не приглашать брата или мужа своей танцорки, иначе как если она сама того пожелает.

Со своей стороны дама обязана отвечать на такую вежливость тем, чтобы показать полную доверенность к выбору кавалера, и только в исключительных случаях, имея, например, личные причины быть недовольной тем, кого хочет пригласить в визави ее кавалер, она может этому воспротивиться, и тогда, во избежание неблагоприятных толков, всего благоразумнее предложить своему близкому родственнику принять участие в кадрили.

18. Случается иногда, что в одно время два танцора приглашают одну и ту же даму и от нее зависит выбрать, с которым из двух танцевать. В этом случае, чтобы облечь отказ в приличную форму и предупредить могущие выйти между кавалерами неприятности, даме можно прибегнуть к маленькой лжи, сказав, что была приглашена таким-то заранее. Некоторые девицы очень ловко обходят это затруднение, завязав узелок на своем платке. Случай решает, с кем ей должно танцевать, и мы находим, что этот способ самый лучший, так как он вполне безобидно рассекает гордиев узел и отнимает у кавалеров всякую причину к неудовольствию. Впрочем, благовоспитанный мужчина в этих случаях преклоняется без ропота перед выбором самой девицы, и выражение неудовольствия счастливому сопернику может оскорбить ее.

19. Чтобы не путать порядок кадрилей и не заставлять кавалеров отыскивать своих танцорок по смежным комнатам, девицы не должны слишком удаляться от танцевальной залы и возвращаться в нее, как только услышат ритурнель [вступительный отыгрыш в танце], призывающий танцующие пары.

20. Суровый вид и молчаливость должны быть вовсе изгнаны с бала, с вечеринки и вообще из всякого веселящегося собрания, и хотя, конечно, лучше умно молчать, чем глупо говорить, но танцы не так продолжительны, чтобы всякий кавалер не мог найти предмета для беглого светского разговора, живость и занимательность которого много зависят от остроумных ответов дамы.

21. Быть душой общества — значит уметь всех занять, всем угодить и для других себя забывать.

22. На самых дружеских вечеринках должно остерегаться играть роль гаера, паяца, шута, как это делают иногда молодые люди ради смеха, но расчет их неверен, так как паясничество никогда не может быть по вкусу благовоспитанной девушке.

23. На бале перчатки не снимаются, даже если они лопнули. Голые руки можно иметь только во Время ужина.

24. Уезжать с бала, как и со всякого вечера, можно когда угодно, и это делается украдкой от хозяев, чтобы не отвлекать их от прочих гостей, но, покинув бал таким образом, должно дня через два сделать хозяевам утренний визит и поблагодарить их за доставленное удовольствие.