Вы здесь

Приложение 6. Союз еврейской молодежи

Приложение 6

Союз еврейской молодежи // Известия Пензенского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. – 1918. –
№ 192 (295). – 15 сентября. – С. 4.

В союзе еврейской молодежи.

Вечерние курсы.

Союз еврейской молодежи с наступающего учебного года открывает курсы для взрослых. Курсы рассчитаны на разнообразный контингент слушателей. Кроме грамоты (еврейской и русской) и арифметики, будут читаться систематические лекции по следующим предметам: история культуры, история всеобщая и еврейская, литература еврейская и русская, естествоведение, политическая география и политическая экономия.

Предлагаетсятакже целый ряд эпизодических лекций по истории социализма и рабочего движения в разных странах.

Для заведывания курсами союзом приглашен опытный работник по внешкольному образованию, преподаватель московских вечерних курсов при комиссариате по еврейским делам[1] товарищ Д. М. Мац.

 

* * *

Еврейская литература // Известия Пензенского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. – 1918. – № 192 (295). –
15 сентября. – С. 4.

 

Еврейская литература

Союз еврейской молодежи доводит до сведения еврейской публики, что у него имеется для продажи следующие последние издания еврейской литературы: ежедневная газета «Дер Эмес», еженедельный журнал «Культурун. Билдунг»[2] (орган отдела культуры и просвещения при комиссариате по еврейским делам), «Ди Кляча» – Мендэлэ Мойхер Сфорим[3], «Геклыбенэ Лидер» – Бов-Шовера[4], «Речь товарища Ленина», «Политическая экономия» – Закса, «Задача будущего» – Светлова, «Революция 48-го года» – Невского. Все книги на еврейском языке. Кроме этого, продается еженедельный журнал «Унаэр вэг»[5] («Орган Форэйнигэ[6]) и художественные сборники еврейской литературы на русском языке «Еврейский мир».



[1] Еврейский комиссариат (Центральный комиссариат по еврейским национальным делам) – правительственный орган в Советской России и РСФСР для проведения среди евреев национальной политики Коммунистической партии. Еврейский комиссариат действовал с 20 января 1918 г. по апрель 1924 г. в составе Народного комиссариата по делам национальностей. До середины 1918 г. в Еврейском комиссариате сотрудничали также левые представители «Поалей-Цион». Впоследствии из Еврейского комиссариата были устранены все небольшевистские сотрудники. Была начата организация евсекций Коммунистической партии, которые в тесном контакте с Еврейским комиссариатом подчинили партийному контролю решение всех проблем жизни советского еврейства.

[2] Так в тексте. Правильное прочтение названия – «Культур ун билдунг» («Культура и просвещение»). Журнал выходил с 1918 по 1920 г.

[3] Ме́нделе Мо́йхер-Сфо́рим (настоящее имя – Шолем-Янкев (Шолом-Яков) Бройде, по паспорту Соломон Моисеевич Абрамович; 2 января 1836 г. – 8 декабря 1917 г.) – выдающийся еврейский писатель, основоположник новой еврейской классической литературы. Классик литературы на идише и иврите. Его повесть «Ди кляче, одер Цаар баалей хаим» («Кляча, или Жалость к животным», Вильна, 1873) принесла ему широчайшую известность. Менделе Мохер Сфарим изобразил жизнь русского еврейства, угнетаемого правительственными мерами, в образе несчастной, больной, всеми гонимой клячи. 

[4] С идиша – «Избранные стихотворения». Бовшовер – американский пролетарский поэт.

[5]В названии опечатка. Правильно «Ундзер вэг» – «Наш путь». 

[6] Опечатка. Скорее всего здесь имеется в виду «Фарейникте» – объединенная Еврейская социалистическая рабочая партия (Фарейникте идише социалистише арбетер партей). Часто называлась по первому слову – «Фарейникте» («Объединенная»). Возникла в июне 1917 г. в результате слияния Сионистской социалистической рабочей партии (ССРП), выступавшей с позиции террито-риализма, и Социалистической еврейской рабочей партии («Серп»), разделявшей идеологию автономизма. Новая партия пользовалась весьма незначительным успехом у части интеллигентов, мещан. Но на короткое время партия приобрела значительное влияние на Украине. После октября 1917 г. одна часть «объединенцев» выступила в роли явных противников большевиков. Другая весной 1919 г. объединилась с левыми бундовцами и создала Объединенную еврейскую коммунистическую рабочую партию, влившуюся осенью того же года в состав Компартии Украины. В Белоруссии левые объединенцы вошли в состав Еврейской коммунистической партии, переименованной затем в Комбунд.