Вы здесь

III. Бунд до выхода из РСДРП

В течение периода от 1897 до 1900 еврейское рабочее движение в Литве и Польше, под руководством Бунда, вырастает в большую политическую силу, которая навлекает на себя бешеные репрессии царизма и вызывает ожесточенную борьбу со стороны еврейской буржуазии и клерикалов. Движение развивается в среде ремесленных рабочих, торгово-промышленных служащих, рабочих домашней индустрии (чулочники), захватывает немногочисленный индустриальный еврейский пролетариат текстильных предприятий (Белосток, Лодзь с их районами), кожевенных (Вильно, Белосток и Крынки), табачных (Гродно, Белосток и Вильно), спичечных (Пинск, Мозырь). Авангардом движения является еврейский ремесленный рабочий. Весь край покрылся сетью экономических и политических организаций. Из них «Союз щетинщиков» (обработка щетины) еще с 1897 года был централизованной организацией с двумя десятками местных отделений (Креславль, Вильно, Двинск, Сувалки, Тростяны и другие) и выпускал свой нелегальный профессионально-политический орган «Дер Векер» (Будильник). В 1900 виленские приказчики, под руководством Калмана Крапивникова, подготовляют создание своего централизованного союза, но дело срывается арестами. В 1902 году Бунд, совместно с ПС-Д, создает «Федеративный союз кожевников» с польским, еврейским и литовским отделами. Экономическая борьба против еврейских же ремесленных мастеров, купцов, фабрикантов ведется с большим упорством, сопровождаясь пропагандой идей классовой борьбы и социализма и под лозунгом солидарности с «христианским», как тогда говорили, пролетариатом, имея в виду рус. и польских рабочих. Движение преобразует забитого и бесправного еврейского рабочего, этого «пария среди пролетариев» (как выразился К. Каутский в своем приветствии к юбилею «Арбетер Штиме» в 1900 году), превращая его в революционера - социалиста, в борца за свержение царизма. Движение производит настоящую культурную революцию в низах еврейства, подрывая авторитет синагоги и всех заправил ее, взрывая изнутри все еврейское гетто.

Еврейская буржуазия и раввинат в борьбе против еврейского рабочего движения идут заодно с полицией (проповеди в синагогах, доносы полиции). Создание сионистской организации (см. Сионизм) после первого, Базельского, конгресса в 1897 году породило ожесточенную борьбу между сионистами и Бунде, составлявшую в течение целого десятилетия основной нерв всей еврейской политической жизни. Движение еврейских рабочих вылилось в многочисленные экономические стачки, помощью которых им удалось добиться значительного улучшения экономического положения и, в том числе, 10-часового рабочего дня. Весь край покрылся сетью экономических организаций, которые служили для возглавляющих движение местных социал-демократических комитетов Бунда органами связи с массой. Движение, экономическое по преимуществу, начинает вскоре принимать политический характер; традиционно из года в год еврейский пролетариат откликается на первомайский праздник летучками, а с 1899 года — массовыми манифестациями. В прессе и листках ведется открытая агитация против царизма. Внутри экономических организаций в каждом городе сплачивается политическое ядро из сотен рабочих. Руководящие «сходки» по ремеслам объединяются в центральной «агитаторской сходке», а ею руководит местный социал-демократический комитет Бунда, с ЦК во главе. Преследования правительства не останавливают движения, а лишь закаляют его. Департамент полиции выделяет специальные органы для борьбы с Бундом, концентрируя их в руках известного Зубатова в Москве. Но в то же время на руководимое Бундом движение действует ряд тяжелых объективных отрицательных условий, искривляющих его направление и наполняющих его мелкобуржуазным сепаратистским, националистическим духом. Рабочий - ремесленник мало обособлен от всей основной мелкобуржуазной массы еврейского населения городов и местечек. Большое значение для эволюции Бунда имело участие в движении значительных слоев мелкобуржуазных интеллигентов («экстерны», которых накопилось много в т. н. «черте»). Гражданское бесправие и антисемитская травля монархических элементов питали националистические настроения еврейских мелкобуржуазных и рабочих масс.

М. Рафес.

Большая советская энциклопедия. Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Том восьмой. Буковые – Варле. – М., АО Советская энциклопедия. – 1927. Колонка. 107-108.