Вы здесь

Лосский Н.О. История русской философии (Статья М. А. Маслина о труде Н. О. Лосского)

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ» - труд Н. О. Лосского, одно из наиболее известных сочинений, являющихся вкладом в историографию русской философии. Опубликован в 1951 году на английском языке; в русском переводе вышел в Москве дважды в 1991 году, а также в 1994 году (последнее выполнено по машинописному русскому оригиналу; в отличие от англ. оно включает дополнительные параграфы о Пирогове, Боранецком и Арсеньеве). Книга была рассчитана на англоязычного читателя, в т. ч. и впервые знакомящегося с русской мыслью. Уступая 2-томной «Истории русской философии» Зеньковского по объему, охвату персоналий, источников и течений, более популярная работа Лосского тем не менее дает читателю вполне определенное обобщенное представление о главных представителях русской философской мысли - от славянофилов и западников до религиозных мыслителей середины XX века. Преемственное развитие русской философии Лосский интерпретирует своеобразно. Это не систематически-целостное освещение, предполагающее формирование возможно более широкой философской панорамы, во всем многообразии течений и персоналий. Будучи интуитивистом и религиозно мыслящим философом, Лосский большее внимание уделяет мыслителям, связанным с определенной традицией русского философствования, чем другим его представителям. Он постоянно подчеркивает собственную идейную связь с русской мыслью, находит созвучия своему идеал-реализму с философскими учениями славянофилов, В. С. Соловьева, Флоренского, Козлова, А-а И. Введенского, Франка, Вышеславцева, И. А. Ильина и др. При этом объективное содержание предметов его философского интереса - различных философских идей - не всегда соответствует его субъективным оценкам. Изложению собственных взглядов (им посвящен специальный параграф) он уделяет значительно больше места, чем, напр., взглядам Шестова, Ильина, Зеньковского, Флоровского, Розанова. Некоторые значительные русские мыслители (например, К. Н. Леонтьев) вообще не рассматриваются в его книге. Проблемы теории познания Лосский выдвигает на первый план, что существенно отличает его от Зеньковского, считавшего гносеологическую проблематику второстепенной для русской мысли и для философии в целом. Лосский же прежде всего сосредоточивает внимание на тех школах, в которых вопросы теории познания играли определяющую роль: неокантианство, персонализм, интуитивизм, трансцендентально-логический идеализм. Вместе с тем так называемые неспециализированные формы русского философствования, представляющие характерное для России бытие философии в контексте художественной культуры, не раскрыты Лосским, продолжающим здесь определенную историографическую традицию (см. «Очерк развития русской философии» Шпета). Однако такая позиция не означала общей недооценки, скажем, идей Толстого и Достоевского. В других работах, посвященных этике, Лосский специально и подробно рассмотрел взгляды русских мыслителей-художников: «Достоевский и его христианское миропонимание» (1953); «Бог и мировое зло. Основы теодицеи» (1941); «Условия абсолютного добра. Основы этики» (1949); «Характер русского народа» (1957). В целом же в отличие от таких историков русской философии, как Бердяев, Флоровский, Зеньковский, Лосский в своей книге слабо отразил историософскую, антропологическую, эстетическую тематику русского философствования. Так, эстетические учения представлены здесь лишь небольшим разделом о символистах, причем сюда включен и Розанов, который не имел прямого отношения к символизму как писатель и мыслитель. К числу неточностей, допущенных Лосским, относится включение в главу «Предшественники Вл. Соловьева» наряду с Юркевичем и Кудрявцевым-Платоновым также Федорова. Последний не может быть назван «предшественником Соловьева» ни хронологически, ни идейно, что отмечал, в частности, друг и последователь Соловьева Е. Н. Трубецкой. Главное значение труда Лосского состоит в том, что он включает важные материалы по истории русской идеалистической философии XIX - 1-й половине XX века. Автор - большой мастер «философского портрета», продолжающий в этом смысле традиции Бердяева. Лосский отдает приоритет выяснению того индивидуального вклада, который вносили в русскую философию конкретные мыслители. Здесь используются разнообразные средства, включающие не только традиционное освещение фактов биографий, изложение содержания основных философских работ, но также и учет особенностей психологического склада, личных приверженностей, вкусов, идеалов и т. п. Особенно показательны в этом смысле разделы о Киреевском и Соловьеве, а также о философах русского послеоктябрьского зарубежья, с большинством из которых Лосский был лично знаком. Работа Лосского оказала значительное влияние на развитие современной западной историко-философской русистики, в т. ч. на исследования Биллингтона, Кпайна, Скенлана, Ф. Коплстона, Г. Дама, В. Гердта и др. Она способствовала осознанию русской философии на Западе в качестве содержательного и оригинального компонента европейской и мировой философской мысли. Не случайно работа открывается словами, которые прямо указывают на всемирное значение русской культуры XIX - XX веков. В книге не только констатируется, но и показывается близость и постоянное взаимодействие философской мысли России и Запада, раскрывается культурно-историческая и мировоззренческая роль христианства в отечественной культуре. В завершающем ее разделе, посвященном своеобразным чертам русской философии, запечатлено стремление сохранить и выразить идею преемственности и поступательности развития русской философской мысли в XX века, желание укрепить и углубить в общественном сознании ее духовные корни. Лосский подчеркивает особые ее достижения, связанные с обоснованием идеала «целостного знания», понятия соборности, учения об органической целостности мира. Вершиной русской философии, посвященной «всесторонней разработке христианского миропонимания», Лосский называет труды Соловьева, Флоренского и Булгакова, «могущие заметно повлиять на мировую культуру». Таким образом, автор книги усматривает в русской философской мысли не исторически преходящий феномен, а сохраняющееся и развивающееся духовное явление.

М. А. Маслин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П. Апрышко, А. Поляков. – М., 2014, с. 253-254.

Сочинения:

Lossky N. History of Russian Philosophy. L. and N. Y., 1951;

Лосский H. О. История русской философии. M.: Советский писатель, 1991; М.: Высшая школа, 1991; М.: Прогресс, 1994.