Вы здесь

Несколько слов в качествезаключения.

Концепт средства массовой информации в структуре художественного текста, как мы попытались проследить на примере произведений как русской, так и зарубежной литературы, может наполняться самым разным содержанием. Разумеется, что даже значительный объем двух частей учебного пособия не может дать всей полноты картины бытования и функций средств массовой информации в структуре художественного текста. В учебном пособии представлены имена художников, чье творчество, по мнению авторов пособия, являются наиболее показательным в данном отношении.

Сущность анализируемого концепта проявляется в различных аспектах, на разных содержательных уровнях и раскрывается через позицию автора или его персонажей. Эта позиция в обязательном порядке проявляется в художественном тексте, развитие действия которого очень часто зависит от присутствия в нем средств массовой информации. Даже эпизодическое упоминание их, не говоря уже о развернутых характеристиках, средств массовой информации в художественном тексте может менять поведение героев, служить средством их характеристики, служить причиной новых поворотов в развитии сюжета.

Внимательное знакомство с содержанием учебного пособия создает впечатление, что доминирующее как в зарубежной, так и в русской литературе понимание средств массовой информации и отношение к ним носит отрицательный характер. И это справедливо. В мировой литературе сложилась такая традиция, когда средства массовой информации и работа в них понимаются как оппозиция творчеству, как явление, убивающее талант, разрушающее поэтическое видение мира. И это при том, что многие авторы, как известно, начинали свою деятельность в качестве репортеров, журналистов, редакторов.

Необходимо иметь в виду еще один принципиально важный аспект. Любой художественный текст — это вторая реальность, созданная в соответствии с той картиной мира, которая характерна для конкретно индивидуального художника. Значит, представляемый худо

387

 

жественным текстом концепт средства массовой информации несет в себе часть этой второй, сотворенной, являющейся продуктом сознания художника слова реальности. Это — его видение и его понимание сущности и функций того, что представляют собой средства массовой информации в жизни общества, человека, в творчестве и судьбе самого автора художественного текста.

388