Вы здесь

6.2. Финикийцы и христианство.

Христианство с самого момента своего возникновения было греческим, «античным» (т. е. финикийским по духу), в большей степени, чем иудейским. И дело далеко не только в греческом языке Нового Завета. Поразительно отношение к античной культуре как целостности, например, «апостола язычников» Павла (Деян. 17, 21-28): «Афиняне же и все живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны; ибо проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы не зная, чтите, я проповедую вам: … От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенное время и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас. Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род» [25]. Ни о каком другом городе, кроме Афин, в Библии так не говорится. Получается, что афиняне еще до появления Христа чтили истинного Бога и были «Его родом»…

Вообще следует отметить, что как Ветхий Завет был до определенной степени плодом раннекапиталистического общества Финикии, так и в еще большей степени христианство возникло в условиях небывалого социального и культурного подъема ранней Римской империи - именно подъема! В Римской империи её “золотого века”, в эпоху Антонинов, особенно в конце I-го - первой половине II вв. н. э. прежде всего потрясают многие современные черты быта: “Отличительной чертой городов эпохи I - III вв. были каменные мостовые, водопроводы, канализация. В самом Риме работали одиннадцать водопроводов, дававших 950000 куб. литров воды ежесуточно… В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся под полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу… В Риме, Эфесе, Александрии строились дома в несколько этажей (до шести), сдававшиеся в наем по квартирам и комнатам. Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные  здания - храмы, дворцы, базилики (тогда - здания судов и торговых бирж), портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В Риме, а также во многих больших городах провинций строились роскошные здания терм (общественных бань), в которых были бассейны с теплой и холодной водой для купания, гимнастические залы, комнаты отдыха… Во ІІ в. н. э. в Империи было 372 мощенные камнем дороги общим протяжением около 80000 км, действовала регулярная почта” [102, с. 357-359]. Римляне широко применяли при строительстве бетон, технология производства которого будет возрождена в Западной Европе лишь в 18 веке [37, с. 280].

“Часто, ссылаясь на развитие торговли, императорский Рим считают чуть ли не капиталистическим… Корабли, снабженные тремя мачтами и парусами, тоннажем до 500 тонн и вмещавшие до 600 пассажиров, были соизмеримы с судами 17-го и даже начала 18-го века. Путешествия совершались довольно быстро (например, из Италии в Египет - за 7 дней). В гаванях имелись склады для товаров, здания администрации порта, помещения коллегий торговцев и работников порта, базилики, где заключались сделки, трактиры, гостиницы. Некоторые гавани имели много причалов для стоянки судов; погрузка и разгрузка производились машинами… На Рейне преобладали однотипные виллы ветеранов с домами в два этажа, с башней, баней, погребом, застекленными окнами, портиками” [29, с. 572-573, 576]. На золотых рудниках в Испании римляне строили сложные инженерные сооружения для обрушивания и промывки горных пород. Плиний Старший сообщает, что в его время только провинции Астурия, Галисия и Лузитания давали свыше 6,5 тонн золота в год. Это весьма значительное количество даже по нынешним понятиям. Общая масса породы, переработанной в ходе добычи, оценивается специалистами в сотни миллионов тонн. Подобные масштабы работ в золотодобывающей промышленности были вновь достигнуты лишь в 19-м веке [103, с. 65-66].

“Галльские вина, испанское оливковое масло успешно конкурировали с лучшими италийскими и греческими сортами. Насколько обширным был размах оливководства и виноградарства в западных провинциях, показывают археологические данные. Маслодавильни, найденные в Северной Африке, занимают площади в несколько сот квадратных метров, на рельефах из Галлии запечатлена перевозка вина в огромных деревянных бочках. Совершенствуется земледелие. Вводятся новые сорта зерновых и кормовых, распространяется культура пшеницы, осваиваются новые виды удобрений, в частности, в Галлии широко использовались минеральные удобрения. Совершенствуется сельскохозяйственная техника: именно на просторах галльских латифундий получила применение довольно совершенная галльская жнейка; был изобретён первый колёсный плуг. Для помола зерна начали применять водяные мельницы... Рост городов и городского населения в самих провинциях, возможность вывоза сельскохозяйственных продуктов в Италию и другие области Империи способствовали проникновению в провинциальное сельское хозяйство товарного производства и рациональных приёмов земледелия... Свободное крестьянство никогда не исчезало даже в Италии, стране наибольшего развития рабовладельческих отношений, а в западных, дунайских и африканских провинциях роль свободного крестьянства была довольно высока... Для II в. н. э. характерно широкое развитие арендных отношений... Роль свободного труда в римском ремесле была большей, чем в сельском хозяйстве... Никогда ещё торговые сношения многочисленных народов Средиземноморья не достигали такой степени интенсивности и размаха, как в эпоху Антонинов... Для II века н.э. характерен особый подъём провинциального ремесла... Если в предшествующее время основным предприятием была ремесленная мастерская в 10-20 рабочих единиц, то во II веке н. э. её размеры увеличиваются до нескольких десятков рабочих единиц... Развитие ремесла во всех провинциях Римской империи привело к повышению удельного веса ремесленников в социальной жизни римского общества... Значительная часть ремесленных мастерских и лавок в римских городах II в. н. э. принадлежала вольноотпущенникам (выпущенным на свободу рабам) или их потомкам. Эти трудолюбивые и бережливые люди, обязанные достигнутым положением своему труду, обеспечили развитие римского ремесла. Дошедшие до нас надгробные памятники на их скромных могилах носят надписи, где трогательно прославляются профессии гончаров, сукновалов или кожевников...

Во II веке н. э. рабы рассматривались не как личная собственность господина, а как подданные государства, на которых распространяется не только власть их господ, но и римского правительства... Император Антонин Пий приравнял убийство господином своего раба к убийству чужестранца и предоставил рабам, в случае жестокого обращения, право искать убежища перед статуями императоров... В римском праве распространяется взгляд, согласно которому свобода человека объявляется “естественным” состоянием, свойственным человеку как таковому, а следовательно, и рабу” [102, с. 330-350].

Новый Завет потому до сих пор так созвучен современности, что он создавался в условиях общества со многими современными чертами. Так, к раннему периоду развития христианства относится довольно часто встречающееся у христианских писателей речение «Будьте опытными менялами» как предостережение против ложных пророков. По социальному происхождению ранние христиане были почти исключительно горожанами, в основном из трудовых слоев. Поразительным фактом, противоречащим самой сути ментальности Старого Порядка (почему-то на это не обращают внимание исследователи) было отсутствие у ранних христиан каких-либо следов внутренней иерархии. Они называли свои собрания экклесиями - это политический термин, который в греческих городах означал «народное собрание» - когда-то (например, в Афинах при Перикле) главный орган полисного самоуправления. Недаром Иисус провозгласил: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою» (Мк. 10: 42-43). Во втором послании к фессалоникцам (снова Греция!) апостол Павел провозглашает свое знаменитое правило для христиан: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь!» [101, с. 215, 85, 101-104].

В зарождении и последующем распространении христианства огромную роль сыграла и собственно Финикия: «Жителей Тира, несмотря на все их нравственные недуги, Господь Иисус Христос находил более способными к восприятию христианства, чем некоторых из иудеев. “Если бы  в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам, Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам” (Мф. 11: 21-22, Лк. 10: 13-14). Во время земной жизни Господа многие из приморских мест Тира и Сидона приходили к Господу Иисусу слушать Его учение и для исцеления от своих болезней (Мк. 3: 8), Лк. 6: 17). В странах Тирских и Сидонских Он исцелил некогда бесноватую дочь одной сирофиникиянки, которая, несмотря на то что была язычницей, имела великую веру в Него, как Спасителя» [97, с. 612]. «Финикияне были единственным языческим народом, удостоившимся непосредственно слушать проповедь Спасителя (Ев. Луки VI, 17) и видеть Его в своих пределах (Мрк. VII, 26; Мф. XV, 21).

После убиения первомученика Стефана Финикия была ближайшей страной, куда направились «рассеявшиеся» проповедники христианства (Деян. XI, 19). Апостол Павел во время своего третьего путешествия нашел в Тире уже целую «церковь», с которой он провел неделю. Во ІІ веке уже встречаются тирские епископы, которые, между прочим, принимали видное участие в решении пасхального вопроса. В 334 г. в Тире был арианский собор; сидонский епископ участвовал в первом Вселенском соборе. Финикийские города дали немало мучеников во время гонений Диоклетиана, Галерия и Максимина» [78, с. 258]. «Полагают, что в базилике Тира был похоронен крупный александрийский теолог Ориген (185-254). Согласно древним источникам, эфиопская церковь была основана двумя молодыми гражданами Тира, Фрументием и Эдесием… Из значительных теологов древней христианской церкви следует особо упомянуть Памфила, финикийца по происхождению, который был учеником Оригена и учителем Евсевия. Выходец из богатой беритской семьи, он погиб в 309 г., в период последних гонений на христиан, начавшихся с 303 г. Его судьба постигла также многих учеников и учителей императорской правовой школы в Берите, которая к концу III в. была подвержена сильному влиянию христианства» [105, с. 200-201].  

С Финикией связаны двое знаменитых раннехристианских святых. Во-первых, это святая Варвара,  которая будто бы отличалась редкой красотой и, как гласит предание, приняла мученическую смерть в Гелиополе (Баальбеке). Во-вторых, это тот самый знаменитый святой Георгий-Победоносец, особо почитаемый в Англии, России и Грузии. «По преданию, этот коренной палестинец, будучи высокопоставленным военачальником, приняв христианство, умер смертью мученика 23 апреля 303 г. н. э. Его имя особенно тесно связано с Бейрутом благодаря бытующей здесь легенде о чудесном убиении Георгием опасного дракона» [105, с. 202-203].

Справедливости ради следует отметить, что отправление языческого культа в знаменитом храме Гелиополя (Баальбека) в долине Бекаа продолжалось до 554 г., когда крыша храма Юпитера сгорела от удара молнии. Известный финикийский философ-неоплатоник Порфирий (Малх) был самым убедительным критиком христианства. Императору Тиберию II еще в 579 г. приходилось посылать войско на подавление в Гелиополе восстания приверженцев древних богов. А через 55 лет страну захватили арабы-мусульмане… [105, с. 206].

Европейская цивилизация продолжала оказывать огромное влияние на Ливан и позднее. И сегодня это наиболее близкая по духу Европе страна Ближнего Востока, наполовину христианская, наиболее культурная страна арабского мира, в котором Бейрут продолжает играть роль главного торгово-финансового центра.